Рекомендации по применению факторинга как инструмента управления дебиторской задолженностью для различных хозяйствующих субъектов
В качестве инструмента принятия решения по факторингу может быть использован SWOT анализ, который представляет собой анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. Обычно результаты SWOT-анализа представляют в виде матрицы, в ячейках которой расположены списки факторов, способных повлиять на положение компании или результат принятия решения. Пример матрицы по применению факторинга представлен в Таблице 3.2.
Таблица 3.2
SWOT-анализ применения факторинга
Сила: |
Слабость: |
- быстрый возврат средств от дебиторов; - отсутствие необходимости перекредитования; - экономия средств на работу с дебиторской задолженностью |
- дороговизна обслуживания; - большое количество документов для представления в банк |
Возможность: |
Угроза: |
- возможность расширить долю рынка, приобрести новых клиентов |
- риск потерять существующих или отпугнуть возможных контрагентов |
Для предприятия, уже использующего факторинг, можно рекомендовать регулярно проводить анализ его эффективности с помощью следующих методов:
-расчёт и сравнение показателей, уровня, динамики и оборачиваемости дебиторской задолженности с использованием факторного анализа для выявления влияния факторинга на их изменение;
-анализ изменения финансового результата деятельности фирмы в динамике и также с применением факторного анализа;
-периодическое сравнение использования факторинга и альтернативных инструментов управления дебиторской задолженностью: возможного внедрения системы скидок для покупателей; получения товарного кредита у поставщика или краткосрочного финансирования в банке. При этом следует отдать предпочтение тому инструменту, который приносит больший эффект при меньших затратах.
-динамический и факторный анализ показателей рентабельности, ликвидности и финансовой устойчивости.
-анализ изменения налоговой нагрузки вследствие применения факторинга.
Отдельно следует выделить условия для реального получения факторинга в банке или факторинговой компании ( сформированы на основе анализа общих требований факторов к клиентам):
1. Постоянный характер поставок и продолжительные коммерческие связи с контрагентами;
2. Фиксированная по каждому контрагенту отсрочка платежа;
3. Сумма поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) одному дебитору от 60 до 1000 тыс рублей;
4. Сроки отсрочки платежа по договорам не более 180 дней.