Роль золота в государственной финансовой системе
Другим основным федеральным законом, регулирующим банковскую деятельность, является Федеральный закон №395-1[78], которым установлены основные понятия, используемые при правовом регулировании золотовалютной деятельности, такие, как: "кредитная организация", "банк", "незолотовалютная кредитная организация", и т.д.
Этим законом описаны составляющие золотовалютной системы Российской Федерации, установлен перечень золотовалютных операций и иных сделок, определены особенности деятельности кредитных организаций на рынке ценных бумаг, установлен порядок регистрации кредитных организаций и лицензирования золотовалютной деятельности, а также порядок открытия филиалов и представительств кредитных организаций. Им сформулированы принципы взаимоотношений кредитных организаций с клиентами и государством, перечислены основания для отзыва лицензии на осуществление золотовалютных операций, сформулированы принципы обеспечения стабильности деятельности кредитных организаций, установлен режим золотовалютной тайны, антимонопольные ограничения для кредитных организаций, сформулированы принципы организации сберегательного дела в Российской Федерации.
Важным шагом к формированию в Российской Федерации цивилизованной, соответствующей общепризнанным мировым стандартам системы признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) стало принятие Федерального закона № 40[79].
Федеральный закон № 40 "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" устанавливает порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания кредитных организаций несостоятельными (банкротами) и их последующей ликвидации. При этом отношения, связанные с осуществлением мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, не урегулированные Федеральным законом о несостоятельности, регулируются иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.
В соответствии с Федеральным законом № 40 кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней со дня наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление золотовалютных операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.
Особое внимание в Федеральном законе "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" уделено мерам по предупреждению банкротства, которые проводятся до отзыва лицензии на осуществление золотовалютных операций. К числу указанных мер относятся:
финансовое оздоровление кредитной организации;
назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
реорганизация кредитной организации.
Правовое регулирование системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 115[80].
Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" содержит критерии объема, операций, подлежащих обязательному контролю, их перечень, а также определяет организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, которые обязаны информировать уполномоченный орган об этих операциях, в число которых в том числе входят кредитные организации.