Введение

Сбалансированность и обоснованность системы налогов и сборов имеет большое значение в любом государстве, поскольку ни одно государство не может существовать без экономической основы, регулируемой законодательством, значительную часть которой составляет налоговая система и, следовательно, система налогов и сборов.

Следует отметить, что система налогов и сборов Российской Федерации включает в себя три уровня, что объясняется особенностью федеративного устройства государства.

В процессе совершенствования налоговой системы РФ в 2001-м году были упорядочены и включены в Налоговый Кодекс ряд налогов, прописанных ранее отдельными законами для субъектов малого предпринимательства. Статья 18 Налогового Кодекса РФ определяет их как специальные налоговые режимы, которые предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 Налогового Кодекса РФ.

В Российской Федерации к специальным налоговым режимам относятся:

Ø система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (глава 26.1 НК введена в действие 1 января 2003 г);

Ø упрощённая система налогообложения (глава 26.2 НК введена в действие с 1 января 2003 г.);

Ø система налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 НК введена в действие с 1 января 2003 г.);

Ø система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК введена в действие с 10 июня 2003 г.)

Три первых режима имеют ряд общих черт, а именно: единым налогом заменяется уплата налога на прибыль организаций, налога на доходы для предпринимателей, НДС (за исключением уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), ЕСН, налога на имущество. При этом сохраняются следующие налоги и платежи, уплачиваемые в соответствии с общим режимом налогообложения: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; другие федеральные, региональные и местные налоги (налог на рекламу, транспортный налог, земельный налог). Кроме того, для указанных налогоплательщиков сохраняется действующий порядок ведения бухгалтерского учёта (для организаций) и кассовых операций; порядок представления статистической отчётности; исполнение обязанностей налоговых агентов.

Для каждого налогового режима установлены свои критерии, ограничения и запреты при применении или переходе на данную систему налогообложения. Так, например, в упрощённой системе налогообложения такими ограничениями являются экономические показатели: размер выручки, стоимость амортизируемого имущества, численность работников, наличие филиалов и обособленных подразделений, участие в совместной деятельности. В системе налогообложения в виде единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности основными критериями перехода являются определённые виды деятельности и их физические показатели (например, в розничной торговле – торговая площадь, в сфере оказания автотранспортных услуг – количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров и грузов и т.д.) При этом, переход на упрощённую систему налогообложения и на уплату единого сельскохозяйственного налога и обратно является для организаций и индивидуальных предпринимателей добровольным, а применение режима уплаты единого налога на вменённый доход для определённых видов деятельности обязательно при условии, что организация или индивидуальный предприниматель занимается именно указанным видом деятельности.

Перейти на страницу: 1 2