Заключение
Налоги во все времена представляли собой одну из важнейших категорий государственных финансов. Некоторые считают, что налоги непомерно велики, некоторые – что их слишком много, но все сходятся в одном – они необходимы для нормального функционирования и развития государства. И главным инструментом в руках государства должна быть налоговая политика, способная решать возникающие проблемы. Задача государства состоит в построении такой налоговой системы, которая обеспечивала бы финансовыми ресурсами все общественные издержки и при этом не нарушала предел изъятия средств у налогоплательщика, который определяет возможности расширенного воспроизводства.
С одной стороны, серьезные социальные программы требуют солидных поступлений в бюджет, но с другой стороны, высокие налоги обычно не дают развиваться экономике, мешают рентабельной работе предприятий. Налоги не должны оказывать первоочередное влияние при принятии деловых решений; от их величины и порядка уплаты не должны зависеть выбор формы ведения коммерческой деятельности и характер распределения прибыли. Необходимо, чтобы налоговая политика правительства была направлена на создание в стране благоприятного налогового климата, на стимулирование сбережений и инвестиций.
Налоги в обществе выполняют ряд важных задач, которые можно свести к трем основным функциям: регулирующей, стимулирующей и фискальной. В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных налогов, которые можно классифицировать по определенным признакам.
Принцип справедливости налогообложения особенно четко проявляется при распределении налогового бремени между налогоплательщиками. Поэтому налоговое бремя на всех налогоплательщиков должно быть распределено равномерно и справедливо.
Однако в процессе проведения налоговой политики могут возникать и определенные проблемы.
Как уже было сказано, большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и налогоплательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Но на практике зачастую очень сложно определить эту долю изъятия и оптимальную ставку процента.
В настоящее время налоговая система Республики Беларусь включает значительное число налогов и сборов. Каждый из них имеет свои особенности. Однако такая система является сложной и нерациональной. Она требует упрощения. Поэтому каждый год в налоговом законодательстве происходят изменения. Однако они не всегда являются последовательными и разумными. Существуют проблемы и в области налогового контроля.
Но тем не менее в общем практически все эти проблемы решаемы, и сейчас мы медленно, но верно движемся к заданной цели. В текущем году несколько снижена налоговая нагрузка, упрощена налоговая система. И в будущем основными направлениями налогового реформирования в Республике Беларусь должны продолжать оставаться: снижение налоговой нагрузки; равномерное распределение налогового бремени; упрощение налоговой системы. Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов.
При определении основных направлений налоговой политики следует исходить из особой важности стимулирования роста производства и его качественных параметров.
В стратегическом плане в основу налоговой политики должна быть заложена концепция приоритетных направлений развития тех отраслей, которые обеспечат эффективный экономический рост.
Реформирование налоговой системы должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
Анализ вышеуказанных проблем фискальной политики позволяет заключить, что несмотря на ряд сложных аспектов в ее реализации возможна разумная скоординированность взаимодействия фискальной и кредитно-денежной политики для достижения определенных макроэкономических результатов.