Налоговая система Франции
• при сдаче в аренду недвижимости, годовая арендная плата за которую превышает установленный законодательством предел, с арендодателя взимается налог на аренду по стандартной ставке 2,5%;
• налог на транспортные средства, взимающийся с автомобилей, принадлежащих или используемых корпорациями — юридическими лицами (за исключением автомобилей старше 10 лет или являющихся объектом деятельности компании). Ставки установлены в зависимости от мощности двигателя;
• налог на отдельные виды автотранспортных средств, взимающийся с автомобилей, вес которых превышает 16 т. Ставки зависят от типа и веса автомобиля. При осуществлении международных перевозок с автомобилей, зарегистрированных за границей, этот налог взимается на таможне, за исключением случаев, когда освобождение от него предусмотрено международными договорами;
• регистрационный налог — налог, взимаемый при оформлении документов по сделкам. Ставки налога дифференцированы в зависимости от вида сделки. Например, при передаче права собственности на имущество – от 13,4 до 15,4%; при создании компании — 1, при передаче доли участия - от 1 до 4,8%. Для некоторых случаев применяется фиксированный регистрационный налог.[4, c.401]
Достаточно развила во Франции и система местного налогообложения. Общий объем местных бюджетов достигает 60% бюджета страны. Местные органы власти могут дополнительно вводить па своей территории следующие местные налоги и сборы:
• налог па уборку территории;
• земельный налог на застроенные участки;
• земельный налог на незастроенные участки;
• налог на жилье;
• профессиональный налог;
• пошлину на содержание сельскохозяйственной палаты;
• пошлину на содержание торгово-промышленной палаты;
• пошлину на содержание палаты ремесел;
• местные сборы на освоение рудников;
• сборы на установку электроосвещения;
• пошлины на используемое оборудование;
• налог на продажу зданий;
• пошлины на автотранспортные средства;
• налог на превышение допустимого лимита плотности застройки;
• налог на превышение предела удельной занятости площади;
• налог на озеленение.
Местные органы власти самостоятельно определяют ставки налогов, относящихся к их компетенции, при формировании бюджета на следующий год, однако величина этих ставок не может превышать максимальный уровень, законодательно определенный центральными властями. На практике основными источниками доходов местных бюджетов являются земельный налог на застроенные участки, земельный налог на незастроенные участки, налог на жилье и профессиональный налог. Рассмотрим эти налоги несколько подробнее.
Земельным налогом на застроенные участки облагается стоимость недвижимости и участков, предназначенных для коммерческого или промышленного использования. Налогооблагаемая часть равна половине кадастровой арендной стоимости участка. Существуют следующие льготы по налогу: стоимость государственной собственности; здания, находящиеся за пределами городов и предназначенные для сельскохозяйственного использования; жилье — с физических лиц старше 75 лет, а также лиц, получающих пособия из общественных фондов или пособия по инвалидности.
Налоговой базой по налогу на незастроенные участки является 80% от кадастровой арендной стоимости незастроенного участка — полей, лесов, болот, участка под застройку. От уплаты данного налога освобождены участки, находящиеся в государственной собственности, временно могут быть освобождены также территории с искусственными лесонасаждениями и участки, предназначенные для развития сельскохозяйственного производства.
Налог на жилье платится собственником жилья или его арендатором. Мало обеспеченные лица могут быть полностью или частично освобождены от данного налога за объект жилья по месту основного проживания.
Профессиональный налог вносится лицами, которые постоянно занимаются деятельностью, не вознаграждаемой заработной платой. Расчет данного налога осуществляется исходя из суммы следующих показателей:
• арендная стоимость недвижимости, используемой налогоплательщиком для целей осуществления своей профессиональной деятельности;