Особенности исчисления налога на прибыль организаций
Налог на прибыль предприятий и организаций – налог, взимаемый с юридических лиц независимо от видов собственности и организационно–правовых форм хозяйствования. Он играет важнейшую и очень ответственную роль в экономике.
Сам по себе налог на прибыль является федеральным налогом и регулируется федеральным законодательством, в соответствии с которым ставка налога на прибыль, разбивается на две составные части : часть налога предприятия уплачивают в федеральный бюджет и часть – в региональный бюджет. Причем федеральным законодательством регулируется предельный размер ставки налога, принадлежащей уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.
Таким образом, относясь к категории федеральных налогов, он является доходным источником бюджетов различных уровней, в чем проявляется его распределительная функция.
Расширение самостоятельности и ответственности субъектов РФ в социально–экономических вопросах должно сопровождаться укреплением финансовой базы регионов. Именно по этому часть налоговой массы, аккумулируемой в федеральном бюджете, путем бюджетного регулирования перераспределяется между нижестоящими бюджетами – региональными (субъектов РФ) и местными.
В отличие от налога на добавленную стоимость, акцизов, таможенных пошлин, являющихся косвенными налогами, налог на прибыль – это прямой налог, непосредственное изъятие в доход государственного бюджета части дохода плательщика.
Так, за три месяца т.г. в бюджетную систему Российской Федерации поступило всего налогов (включая платежи в государственные внебюджетные фонды) 905,4 млрд. рублей, или на 16,5% больше, чем за январь–март 2003 года.
Поступления налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 649,0 млрд. рублей, что на 13,3% больше, чем в январе–марте 2003 года. Из общей суммы поступлений налоговых платежей в федеральный бюджет поступило 51,9% и в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 48,1 процента.
Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации за 3 месяца т.г. составили 141,5 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет – 43,0 млрд. рублей.
Темп роста поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет страны относительно поступлений 3 месяцев 2003 года составил 136,4%, в федеральный бюджет – 111,9%, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 150,8 процента.
Определение и исчисление хозяйствующими субъектами налога на прибыль регулируется главой 25 налогового Кодекса РФ, введенной введена Федеральным законом от 06.08.2001 N 110–ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57–ФЗ).
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в соответствии с законом, является:
1) для российских организаций – полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ (в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57–ФЗ);
2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных представительствами расходов;
3) для иных иностранных организаций – доходы, полученные от источников в Российской Федерации (определяются в соответствии со статьей 309 НК РФ.