Перспективы развития налоговой системы РФ
Главной целью развития налоговой системы РФ в долгосрочной перспективе является формирование эффективной налоговой системы, способствующей конкурентоспособности РФ, стимулирующей экономический рост и обеспечивающей необходимый уровень доходов бюджетной системы.
Исходя из этого определяются следующие задачи, решение которых позволит обеспечить поставленную цель:
§ Оптимизация налоговой нагрузки на экономику;
§ Обеспечение стабильности, нейтральности и справедливости налоговой системы;
§ Обеспечение эффективного налогового администрирования.
Рассмотрим эти задачи подробнее во взаимосвязи с теми мерами и предложениями, которые Правительство РФ планирует реализовать в ближайшие годы.
Для решения этих задач необходимо обеспечить равные условия налогообложения для предприятий, работающих в одной сфере, исключив возможности для необоснованного снижения налоговой нагрузки путем использования имеющихся «налоговых лезеек» в законодательстве, прежде всего с использованием трансфертного ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную практику налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов.
В ближайших планах – принятие решения о снижении ставки НДС. В связи с этим Минфином России с участием Минэкономразвития России рассмотрены различные варианты реализации этой меры с точки зрения ее влияния на состояние федерального бюджета и экономический рост (см таблицу 3).
Таблица 3.
Анализ вариантов снижения ставки НДС
[8]
Вариант |
Положительные последствия |
Отрицательные последствия |
1. Снижение и установление единой ставки налога на уровне 15% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг |
Облегчение порядка администрирования налога Дополнительные доходы организации Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков |
Потери федерального бюджета порядка 170 млрд. руб. Увеличение цен на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные средства, печатные издания |
2. Снижение основной ставки НДС до 16% с сохранением действующей льготной ставки в отношении некоторых видов продовольствия, товаров детского ассортимента, лекарств и печатных изданий |
Дополнительные доходы организации |
Потери федерального бюджета порядка 150 млрд. руб. |
3. Снижение и установление единой ставки налога на уровне 13% с одновременной отменой льготной ставки для некоторых товаров и услуг |
Облегчение порядка администрирования налога Дополнительные доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные запасы, денежные средства) Выравнивание конкурентных условий для всех плательщиков |
Потери федерального бюджета более 350 млрд. руб. |
Окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС будет приниматься с учетом влияния всех последствий, а также на основе нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.
Остается актуальной проблема администрирования НДС, связанная прежде всего с многочисленными неправомерными случаями возмещения налога с использованием фирм-однодневок. Для решения проблемы предлагалось даже ввести специальные НДС-счета. Однако, как отмечает заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов, минусов у системы НДС-счетов больше, чем плюсов, так как в случае ее применения из хозяйственного оборота организаций необоснованно изымаются денежные средства. Необходимо разрабатывать новые информационные технологии, которые бы позволили налоговым органам своевременно получать информацию о движении суммы налога по обычным банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решение о проведении проверок.[9]
В 2006-2007 гг. должна быть закончена реформа имущественного налогообложения. С этой целью предполагается начиная с 2007 г. ввести местный налог на недвижимость жилого назначения. Этот налог предполагается установить для лиц, являющихся собственниками объектов недвижимости жилого назначения (квартир, жилых домов, дач), гаражей, находящихся в собственности физических лиц, гаражных и гаражно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, а также земельных участков, на которых расположены указанные объекты недвижимости или которые предоставлены для их строительства. Налог на недвижимость должен заменить для соответствующих налогоплательщиков (физических и юридически лиц) налог на имущество физических лиц, а также налог на имущество организаций и земельный налог в части налогообложения участков, на которых находятся соответствующие строения. Введение этого налога должно обеспечить перераспределение существующей налоговой нагрузки с граждан, располагающих невысокими доходами и которые, как правило, имеют в собственности недорогое жилье, на обеспеченные слои населения.