Формирование доходов местных бюджетов
Доходы бюджета местного самоуправления являются достоянием всего сообщества, проживающего на территории. Этот канал доходности контролируется и регулируется представительным органом и администрацией. Доходы местного самоуправления складываются из налогов, платежей, поступлений от приватизации, сдачи в аренду муниципальной недвижимости, продажи земельных участков, средств поступающих в результате реализации инвестиционных проектов, а также кредитов, займов, дотаций и помощи. Доходы местного самоуправления попадают в бюджет и различные внебюджетные фонды.
Также можно выделить следующие каналы и виды поступлений. Это доходы физических и юридических лиц от предпринимательской деятельности. К этим доходам относятся зарплаты, пенсии, стипендии, пособия, доходы по вкладам частных лиц, другие поступления, а также прибыль от предпринимательской деятельности, осуществляемой целиком или частично на данной территории, амортизационные отчисления как один из важнейших источников инвестиций. Это прямые инвестиции в производство и недвижимость, расположенную на данной территории. Эти каналы доходности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Например, чем выше заработки населения, тем больше объем подоходного налога; чем выше прибыль предприятий, тем больше объем налога на прибыль; чем активнее инвестиции, тем выше уровень занятости; чем больше наполнения местного бюджета, тем больше возможностей для реализации социальных программ и развития инфраструктуры, поддерживающей основную экономическую активность. Величина дохода местного самоуправления зависит от двух факторов: доходов, полученных с самой территории, и распределения налогов по бюджетам разных уровней.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.
Как уже было написано ранее, к местным налогам и сборам относятся:
· земельный налог;
· налог на имущество физических лиц.
Подводя итоги можно сделать вывод, что основная часть налоговых доходов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в настоящее время формируется за счет федеральных налогов.
Если провести сравнительный анализ распределения налогов, предусмотренного Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, и распределения налогов, установленного новым Бюджетным кодексом РФ (Таблица 2), то можно обратить внимание, что изменения в распределении не произошли со следующими видами налогов: таможенные пошлины, НДС, налог на добычу полезных ископаемых, акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в РФ), налог на наследование, транспортный налог, единый налог на вмененный доход.
Изменилось распределение акцизов на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия: в Программе было предусмотрено равное распределение между федеральным и региональными бюджетами – по 50%, а в БК РФ установлено 100% - в региональные бюджеты.
Прочие акцизы (по нефтепродуктам) ранее в Программе полностью распределялись (100%) в региональные бюджеты, сейчас же в БК РФ установлено 40% - в федеральный, 60% - в региональные бюджеты. Увеличилось распределение в региональные бюджеты налогов на доходы физических лиц на 20 % за счет уменьшения в местных бюджетах. Распределение налога на прибыль предприятий в региональные бюджеты увеличилось незначительно – на 2%. Налог на игорный бизнес полностью стал распределяться в региональные бюджеты за счет исключения из местных бюджетов. Налог с продаж в настоящее время отменен, экологические платежи переведены в неналоговые доходы, налог на недвижимость (имущество, землю) не введен. Единый сельскохозяйственный налог ранее в Программе не был введен, в настоящее время БК РФ устанавливает следующее распределение: 40% - в федеральный бюджет, по 30% - в региональные и местные бюджеты.
Таблица 2
Схема разграничения основных налоговых полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году
Налог |
Статус |
Распределение, предусмотренное Программой |
Распределение, установленное БК РФ | ||||
Федераль-ный бюджет |
Региональ-ные бюджеты |
Местные бюджеты |
Федераль-ный бюджет |
Региональ-ные бюджеты |
Местные бюджеты | ||
Таможенные пошлины |
Ф |
100 |
- |
- |
100 |
- |
- |
НДС |
Ф |
100 |
- |
- |
100 |
- |
- |
Налог на добычу полезных ископаемых: |
Ф | ||||||
углеводородного сырья |
80 |
20* |
- |
80 |
20* |
- | |
общераспространенных полезных ископаемых |
- |
100* |
- |
- |
100* |
- | |
прочих полезных ископаемых |
40 |
60* |
- |
40 |
60* |
- | |
добываемых на континентальном шельфе |
100 |
- |
- |
100 |
- |
- | |
Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию) |
Ф |
100 |
- |
- |
100 |
- |
- |
Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия |
Ф |
50 |
50 |
- |
- |
100 |
- |
Прочие акцизы (по нефтепродуктам) |
Ф |
- |
100 |
- |
40 |
60 |
- |
Налог на доходы физических лиц |
Ф |
- |
50 |
50** |
- |
70* |
30 |
Налог на наследование |
Ф |
- |
100 |
- |
- |
100 |
- |
Налог на прибыль предприятий |
Ф |
31 |
61* |
8 |
27 |
63 |
- |
Транспортный налог |
Р |
- |
100 |
- |
- |
100 |
- |
Налог с продаж |
Р |
- |
40 |
60** |
Отменен | ||
Экологические платежи ( налоги ) |
Р |
- |
50 |
50 |
Переведены в неналоговые | ||
Налог на игорный бизнес |
Р |
- |
80 |
20 |
- |
100 |
- |
Налог на недвижимость (имущество, землю) |
М |
- |
- |
100 |
Не введен | ||
Единый налог на вмененный доход |
М |
- |
- |
100 |
- |
- |
100 |
Единый сельскохозяй-ственный налог |
Не был введен |
40 |
30 |
30 |