Сущность и функции налогов
В экономической литературе можно встретить различные определения термина «налоги». Так, Д.Рикардо определял налог - как долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства. К.Маркс – как экономическое воплощение существования государства. В «Современной налоговой энциклопедии» налог трактуется как «обязательный платеж, взимаемый в государственный (местный) бюджет с физических и юридических лиц».
В Налоговом Кодексе РФ дается следующее определение налога: «…обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».
Основными чертами налога являются: односторонний характер установления; безвозмездность; принудительность.
Налоги являются важнейшим элементом экономической политики государства и выполняют следующие функции:
- фискальную;
- регулирующую;
- социальную;
- контрольную.
Фискальная функция – собственно изъятие средств налогоплательщиков в бюджет. Это основная функция налогообложения. Именно посредством этой функции налоги выполняют свое предназначение по формированию государственного бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Благодаря фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для оборонных, социальных, природоохранных и других функций.
Регулирующая функция налогов означает, что налоги, являясь активным инструментом перераспределительного процесса, воздействуют на социально-экономические процессы в стране. Необходимость налогового регулирования порождена рыночными отношениями. Изменяя налоговые элементы, государство получает возможность воздействовать на процесс производства, его отдельные этапы (создание материальных благ, распределение и перераспределение, обмен и использование), т.е. управлять экономикой в целом. Регулирующая функция налогов способствует:
- регулированию спроса и предложения;
- побуждению сбережения граждан;
- выравниванию доходов отдельных социальных групп;
- развитию малого и среднего предпринимательства;
- регулированию экспортно-импортной деятельности;
- стимулированию научно-технического прогресса.
Конечная цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, хозяйствующих субъектов и граждан, создавая тем самым общий благоприятный налоговый климат.
Социальная функция поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства в доходах, прибылях, приводящее к отрицательным последствиям. Такое равновесие устанавливается между домашними хозяйствами и фирмами. С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение (т.е. более низкие ставки налогов с малых доходов физических и юридических лиц, и наоборот), освобождает от некоторых налогов отдельные категории субъектов (малоимущих, пенсионеров, инвалидов), устанавливает низкое обложение социально значимых товаров и услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных налогов на предметы роскоши.
Контрольная функция налогов создает условия для оценки пропорций в общественном производстве страны: между спросом и предложением, между доходами отдельных социальных групп, между темпами экономического развития регионов, между трудом и капиталом, а также между крупным, средним и малым бизнесом.
Разнообразие налогов и сборов в России требует их классификации, в основу которой положены различные признаки. Так, в зависимости от характера использования налоги подразделяются на общие и целевые[1].