Функции и роль в организации предприятия
Бюджетный комитет - это постоянно действующая группа менеджеров, которая занимается тщательной проверкой стратегических и финансовых планов, дает рекомендации, разрешает разногласия и оперативно вносит коррективы в деятельность компании. Речь не идет о “раздувании штатов”, это совещательный орган – группа наиболее компетентных специалистов и управленцев по основным направлениям деятельности предприятия, наделенных дополнительными полномочиями.
Бюджетный комитет координирует работу различных служб предприятия по разработке операционных бюджетов. Непосредственную подготовку бюджетов и предоставление исходных данных для бюджетов должны осуществлять отделы и службы предприятия.
Функции бюджетного комитета:
1. разработка внутренних стандартов бюджетирования;
2. анализ бюджетных оценок, предложенных руководителями подразделений и их утверждение;
3. анализ предложенных бюджетов, подготовка рекомендаций;
4. обеспечение процесса разработки бюджета на предприятии;
5. контроль выполнения бюджета.
Некоторым аналогом такого совещательного органа управления может быть широко ранее распространенное на предприятиях “постоянно действующее производственное совещание” (ПДПС). Перечень менеджеров и сотрудников-экспертов, входящих в бюджетный комитет, предприятие устанавливает самостоятельно. Это должны быть люди, играющие ключевую роль при планировании деятельности предприятия, которые в силу должностных обязанностей обязаны заниматься согласованием, корректировкой и контролем выполнения планов.
Руководит работой бюджетного комитета, как правило, финансовый директор предприятия. Необходимо также назначение должностного лица предприятия, которое отвечало бы за текущую работу по управлению бюджетированием – бюджетного координатора или директора по бюджету (в западных компаниях традиционно такого менеджера называют офицер по бюджету).
Бюджетный координатор (директор по бюджету) отвечает за:
1. подготовительный процесс;
2. стандартизацию плановых и отчетных форм;
3. сбор и сопоставление данных;
4. проверку информации;
5. предоставление отчетов.
Бюджетный координатор выступает в качестве штатного эксперта и координирует действия отделов.
Ничего не будет получаться также без регламентации процесса бюджетирования: определения информации для составления бюджета, сроков представления этой информации и ответственных за это лиц, регламентации на уровне должностных инструкций места каждого исполнителя в системе составления основного бюджета. Создание регламента документооборота и порядка обмена информацией – один из важнейших этапов внедрения бюджетирования.
Итогом усилий по организации бюджетирования является разработка графика документооборота. Необходимо увязать все процедуры и регламенты бюджетирования, усилия отдельных структурных подразделений на различных уровнях управления по составлению бюджетов в единую систему (единый управленческий контур) управления.
Набор инструкций, отражающих политику, организационную структуру предприятия, разделение прав, обязанностей и ответственности исполнителей по вопросам бюджетного планирования и управления обычно называется Руководство по бюджету (Бюджетный регламент). Эти инструкции выполняют функцию стандарта предприятия - свода правил и рекомендаций для составления бюджетных программ.
Нет нормативных документов, которые регламентируют внутренние стандарты на предприятии. Каждое предприятие положения стандарта определяет самостоятельно.
В применении к бюджетированию, в стандартах предприятия (Бюджетном регламенте) должны быть определены:
1. Центры финансовой ответственности;
2. Нормативы расходов сырья и материалов для выпуска продукции;
3. Нормативы расходов на заработную плату;
4. Система оплаты труда, существующая на предприятии;
5. Норматив накладных расходов;
6. База распределения накладных расходов;
7. Перечень объектов информации для составления бюджета, сроки представления этой информации и ответственных за это лиц;
8. Бюджетный комитет и руководитель комитета;
9. Место каждого исполнителя в системе составления основного бюджета;
10. Период для сопоставления бюджета и фактических данных, ответственный за эту работу, сроки представления этой информации и кому она адресуется;