Обзор денежного рынка украины и тенденции его развития
Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Союза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является поддержание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.
Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соответствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уровнем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присоединения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.
Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне госдолга, не превышающего 60% ВВП).
Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлен в табл. 1. [12]
Таблица 1 – Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня ИПЦ в Украине в 1991-2007 гг. (по состоянию на конец года в % к 1991г.)
Годы |
Реальный ВВП, % |
Номинальный ВВП, тыс. % |
М0, тыс. % |
М3, тыс. % |
ИПЦ, тыс. % |
1992 |
90,1 |
1,7 |
1,7 |
1,0 |
2,1 |
1993 |
77,31 |
49,3 |
43,3 |
20,1 |
215,4 |
1994 |
59,53 |
401,3 |
264,3 |
134,0 |
1079,0 |
1995 |
52,5 |
1817,3 |
874,3 |
288,7 |
3039,6 |
1996 |
47,25 |
2717,3 |
1347,0 |
390,2 |
4246,4 |
1997 |
45,8 |
3112,2 |
2044,0 |
522,5 |
4713,5 |
1998 |
44,9 |
3419,8 |
2386,0 |
654,4 |
5656,2 |
1999 |
44,8 |
4348,1 |
3194,3 |
919,6 |
6742,1 |
2000 |
47,44 |
5669,0 |
4266,3 |
1343,8 |
8481,6 |
2001 |
51,8 |
6806,3 |
6488,3 |
1906,5 |
8999,0 |
2002 |
54,5 |
7527,0 |
8811,3 |
2702,9 |
8460,1 |
2003 |
59,7 |
8911,5 |
11034,7 |
3960,1 |
9153,8 |
2004 |
67,0 |
11503,0 |
14115,0 |
5232,5 |
10280,0 |
2005 |
68,7 |
14715,1 |
20077,0 |
8086,3 |
11338,5 |
2006 |
73,6 |
17862,0 |
25000,0 |
10879,2 |
12653,8 |
2007 |
79,0 |
19600,0 |
37000,0 |
13200,0 |
14800,0 |