Обзор денежного рынка украины и тенденции его развития

Стремление Украины стать полноправным членом Европейского Со­юза (ЕС) в настоящее время сталкивается с рядом "критериев конвергенции", установленных ЕС для своих членов и которым должна соответствовать и каждая страна-кандидат, желающая стать полноправным членом ЕС. Из того, что основной стратегической целью монетарной политики ЕС является под­держание стабильности цен в странах, вошедших в ЕС, следует, что очень важной частью его монетарной политики является стратегия поведения стран-кандидатов в члены.

Соответственно ЕС, в лице созданного в его рамках Европейского Центрального Банка (ЕЦБ), опирается на анализ динамики денежной массы, ее покупательной способности, динамики ВВП и широкого круга других экономических, социальных и финансовых показателей, на основе которых Совет ЕЦБ принимает решения, направленные на поддержание стабильности денег и цен в рамках зоны евро. При этом ЕЦБ осуществляет постоянный мониторинг процесса присоединения стран к ЕС (при достижении ими соот­ветствия "критериям конвергенции" или основных показателей экономического развития страны). Среди таких показателей на первом месте стоит достижение высокого уровня стабильности цен в стране, определяемое таким уров­нем инфляции в ней (за последний год), который не должен превышать 1,5 пункта среднего уровня инфляции не менее чем в трех странах ЕС, в которых отмечается наибольшая стабильность цен. Другим, не менее важным критерием, по которому определяется возможность присое­динения страны к ЕС, является величина дефицита государственного бюджета, которая не должна превышать 3 % ВВП (при соотношении государственного долга к ВВП не более чем 60 %). Наконец, одним из критериев, учитываемых при присоединении страны к ЕС, является механизм установления валютных курсов, соответствующий механизму ЕС. В частности предполагается, что в течении как минимум двух лет валютный курс национальной денег страны остается стабильным и, соответственно, страна не имеет права по своей инициативе девальвировать национальную валюту по отношению к валюте любой страны члену ЕС.

Следует отметить, что пока в Украине абсолютные значения реального объема ВВП не публикуются. Это означает, что дать оценку уровня дефицита государственного бюджета и государственного долга в процентах к реальному ВВП не представляется возможным. Что же касается объема номинального ВВП, то он растет вместе с ростом цен в стране, а не с ростом реального объема производства. Соответственно, он не может быть базой для определения такого оценочного показателя, принимаемого во внимание ЕЦБ при рассмотрении вопроса о вступлении страны в члены ЕС, как относительный уровень дефицита государственного бюджета (не более 3% к ВВП при уровне госдолга, не превышающего 60% ВВП).

Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня индекса потребительских цен (ИПЦ) в Украине представлен в табл. 1. [12]

Таблица 1 – Динамика реального и номинального ВВП, денежной массы и уровня ИПЦ в Украине в 1991-2007 гг. (по состоянию на конец года в % к 1991г.)

Годы

Реальный ВВП, %

Номинальный ВВП, тыс. %

М0, тыс. %

М3, тыс. %

ИПЦ, тыс. %

1992

90,1

1,7

1,7

1,0

2,1

1993

77,31

49,3

43,3

20,1

215,4

1994

59,53

401,3

264,3

134,0

1079,0

1995

52,5

1817,3

874,3

288,7

3039,6

1996

47,25

2717,3

1347,0

390,2

4246,4

1997

45,8

3112,2

2044,0

522,5

4713,5

1998

44,9

3419,8

2386,0

654,4

5656,2

1999

44,8

4348,1

3194,3

919,6

6742,1

2000

47,44

5669,0

4266,3

1343,8

8481,6

2001

51,8

6806,3

6488,3

1906,5

8999,0

2002

54,5

7527,0

8811,3

2702,9

8460,1

2003

59,7

8911,5

11034,7

3960,1

9153,8

2004

67,0

11503,0

14115,0

5232,5

10280,0

2005

68,7

14715,1

20077,0

8086,3

11338,5

2006

73,6

17862,0

25000,0

10879,2

12653,8

2007

79,0

19600,0

37000,0

13200,0

14800,0

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6