Проанализировать возможные ценовые стратегии на рынке такого товара, как светильники
При этом:
Дать характеристику эластичности спроса на данный товар;
Оценить факт наличия у данного товара заменителей, которые могут послужить аналогом при установлении цены;
Проанализировать наличие на данном рынке как импортных товаров, так и товаров национального производства, оценив различия в ценах;
Привести цены на данный товар (не менее 8 наименований) в 10 торговых точках.
Проанализировать собранные данные, рассчитав среднюю цену в разрезе всей выборки и по отдельным наименованиям товара.
Определить лидера по ценам на рынке.
Дать оценку уровню ценовой конкуренции.
Обосновать и сделать выводы.
Привести примеры активных методов ценового продвижения данного товара на потребительский рынок Республики Беларусь.
Ответ:
В экономических исследованиях коэффициент эластичности — это показатель, который указывает, на сколько процентов изменится одна переменная в результате изменения другой на один процент. Ценовая эластичность определяет чувствительность покупателей к изменению цен с точки зрения количества товаров, которые они приобретают. Определение эластичности играет большую роль при принятии решений по ценам, анализе и прогнозировании спроса и предложения.
Аналитические исследования эластичности необходимы при принятии предприятиями решений об изменении цен на определенный товар с целью стимулирования спроса и получения большей прибыли, реализации стратегии расширения доли рынка, прогнозирования цен как на выпускаемую продукцию, так и используемые ресурсы, определения оптимальных ставок прямых и косвенных налогов, выбора форм государственного регулирования цен, обоснования заключения внешнеторговых сделок и др.
Различают эластичность спроса от цен, дохода, эластичность предложения, перекрестную эластичность.
Положительные значения коэффициентов эластичности отражают одинаковую направленность изменений взаимосвязанных величин: обе возрастают или уменьшаются. Отрицательные показатели означают разную направленность изменения величин: если одна возрастает, другая падает, и наоборот. В экономических исследованиях принято, что знак минус перед числовым значением коэффициента не учитывается, и он определяется по модулю.
Эластичность спроса в зависимости от изменения цены обычно является отрицательной величиной. Спрос считается эластичным, если коэффициент эластичности больше единицы, неэластичным, если меньше единицы и единичная эластичность (прямо пропорциональная зависимость) имеет место при коэффициенте, равном единице.
Исследования в области спроса показывают, что на эластичность оказывает влияние ряд факторов, зависящих от вида товаров, периода времени, поведения покупателей.
Во-первых, различные товары характеризуются различной эластичностью спроса. Спрос на предметы первой необходимости обычно является неэластичным, а спрос на предметы роскоши, как правило, эластичен.
Во-вторых, количество товаров-заменителей. Чем больше у товара заменителей, тем соответственно эластичнее спрос на него.
В-третьих, доля затрат на товар в бюджете потребителя. Как правило, чем меньше удельный вес расходов на товар (услугу) в потребительском бюджете, тем менее эластичен на него спрос.
Эластичность спроса на отдельные товары может также определяться степенью их полезности для конкретного покупателя (чем она выше, тем соответственно ниже эластичность спроса), диапазоном направлений использования (чем их больше, тем ниже эластичность спроса), длительностью приспособления к изменению цены (спрос более эластичен в долгосрочном периоде).
Светильники, на мой взгляд, относятся к предметам роскоши, следовательно спрос на них эластичен.
При этом у светильников нет близких товаров-заменителей, то есть даже при повышении цены на светильники их будут продолжать покупать.
При анализе рынка светильников, можно сделать вывод, что товары иностранного производства в процентном соотношении к товарам белорусского производства составляют 35% к 65%.
То есть товары белорусского производства имеют доминирующее положение на рынке светильников.