Банкротство муниципалитетов за рубежом
Через механизмы несостоятельности территориальных единиц распределяется риск дефолта и создается возможность упорядоченной реструктуризации долгов и корректировки бюджетов. Процедуры направлены на смягчение противоречия между договорными правами кредиторов и необходимостью осуществлять функции местного самоуправления в случае финансовых трудностей. К общим аспектам разработки механизма несостоятельности административно-территориальных единиц можно также отнести: отказ центрального правительства от выкупа долгов муниципалитетов; создание ясных и предсказуемых правил поведения сторон при дефолте для формирования справедливых ожиданий кредиторов; распределение убытков от дефолта между кредиторами и территориальной единицей. Оказание услуг государственного сектора не может быть поставлено в зависимость от финансового состояния муниципалитета. Главной целью процедур несостоятельности является финансовая реабилитация должника и максимальное удовлетворение требований кредиторов.
Экономический кризис в очередной раз свидетельствует об актуальности исследования проблем несостоятельности (банкротства). Глобальный характер и глубина рецессии ставят вопрос о неплатежеспособности не только предприятий, банков (юридических лиц) и граждан (физических лиц), но и более крупных субъектов - муниципальных образований.
Обратимся к российской практике банкротств предприятий. Современному законодательству о несостоятельности юридических лиц, получившему начало в 1992 г., нет еще и двадцати лет. Обширный опыт его применения стал накапливаться лишь с 1998 г. Все эти годы российские механизмы банкротства подвергались критике правоведами, экономистами и предпринимателями в связи с их прокредиторской направленностью, коррупционностью, медлительностью.
Изменение законодательства в 1998 г., когда в качестве критерия несостоятельности был введен принцип неплатежеспособности наряду с последствиями кризиса августа 1998 г., привело к тому, что уже за первый год применения Закона о банкротстве 1998 г. число судебных дел более чем в два раза превысило их количество за пять лет действия Закона 1992 г.
Реформирование законодательства в 2002 г. привело к ужесточению контроля в сфере банкротств, что позволило обеспечить защищенность должника от злоупотреблений со стороны кредиторов и арбитражного управляющего.
Но, не смотря на все эти изменения, практика банкротства муниципалитета РФ остается на «зачаточном» уровне, и если быть более точным, то на текущий момент механизм банкротства развивается только в направлении банкротства муниципальных предприятий. Банкротство самого муниципалитета еще ни разу не проводилось, хотя многие муниципалитеты и требуют таких мер. Поэтому, используя опыт зарубежных стран, необходимо в срочном порядке разработать механизм банкротства муниципалитета России, что позволит в первую очередь защитить интересы, как должника, так и кредиторов.