Налогообложение в части налога на добавленную стоимость
В большинстве стран Европы налог на добавленную стоимость служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления налога на добавленную стоимость составляют в среднем примерно 0,4% ВВП на 1% ставки налога на добавленную стоимость. При этом любые изменения ставки налога немедленно приводят к изменению бюджета.
В странах Европейского союза (ЕС) налог на добавленную стоимость играет важную роль, поскольку он способствует реализации такой цели союза, как обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах союза. С точки зрения финансовой деятельности Европейского союза НДС считается наиболее перспективным налогом[48].
Наличие НДС в налоговой системе зарубежного государства является обязательным условием его присоединения к Сообществам, так как финансовые поступления от НДС составляют один из основных источников формирования бюджета Европейского союза. Налог на добавленную стоимость учреждается в государствах-членах, которые и определяют размер его налоговой ставки в пределах, предписанных интеграционным законодательством.
Доходы, поступающие в бюджет ЕС от налога на добавленную стоимость, представляют собой установленную решением Совета единую процентную надбавку к ставке налога на добавленную стоимость в государствах-членах.
Объект обложения определяется интеграционным законодательством. В соответствии с Шестой директивой стран - участниц ЕС обложению налогом на добавленную стоимость подлежат: поставки товаров (работ, услуг) и предоставление услуг на территории государства-члена, осуществляемые налогоплательщиком на основе вознаграждения; приобретение товаров (работ, услуг), пересекающих границы государств-членов; импортирование товаров (работ, услуг) из стран, находящихся вне пределов таможенной территории ЕС.
Применение НДС к поставкам товаров (работ, услуг) на территории государств-членов возможно лишь при наличии ряда условий, перечень которых закрепляется интегрированным законодательством. В частности, Шестой директивой о НДС: поставляемые товары должны быть объектом обложения налогом на добавленную стоимость и не входить в перечень товаров (работ, услуг), не подлежащих обложению данным налогом; поставка товаров (работ, услуг) должна осуществляться лицом, имеющим статус налогоплательщика; поставка товаров (работ, услуг) должна быть частью экономической деятельности лица, имеющего статус налогоплательщика; поставка товаров (работ, услуг) должна осуществляться или планироваться на основе вознаграждения.
Налог на добавленную стоимость в отношении товаров (работ, услуг), пересекающих границы государств-членов, внутри ЕС взимается по месту назначения товара - в стране, куда он ввезен. Плательщиком является лицо, которому товар был поставлен в качестве импорта. Исключение составляют некоторые виды товаров (товары, приобретаемые по почте, подакцизные товары и т.д.), в отношении которых действует принцип уплаты налога на добавленную стоимость по месту "производства".
Налог на добавленную стоимость представляет собой основной вид косвенных налогов, согласованное регулирование которых в рамках ЕС является необходимым условием общего рынка. Поэтому институты Сообществ приложили особые усилия, чтобы создать единый правовой механизм функционирования НДС.
Правовую основу НДС в зарубежных странах, членах ЕС, составляют: Договор о Европейском союзе; директивы Совета и решения Суда Европейского союза по вопросам, связанным с применением НДС.
Среди статей Договора о Европейском союзе[49], составляющих правовую основу законодательства Европейского союза о налогообложении для целей НДС, особое место занимает ст. 99:
"Совет, по предложению Комиссии и после консультаций с Европейским парламентом и Экономическим и социальным комитетом, утверждает единогласным решением нормы, регулирующие процесс гармонизации законодательства о налогах с оборота, акцизных сборах и других формах косвенного налогообложения в той мере, в какой эта гармонизация необходима для создания и функционирования внутреннего рынка .".
Именно на эту статью опиралась Комиссия при рассмотрении вопроса о введении универсального косвенного налога, который бы изменил и упростил сложившуюся в государствах систему исчисления налога с оборота. После долгих проработок этого вопроса на уровне экспертов в комитете Ньюмарка Совет принял по предложению Комиссии более 15 директив о НДС.