Классификация инструментов рынка ценных бумаг. Их характеристика
Инструменты рынка ценных бумаг
— это различные формы финансовых обязательств (для краткосрочного и долгосрочного инвестирования), торговля которыми осуществляется на рынке ценных бумаг.
Ценная бумага
- документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении. С юридической точки зрения ценная бумага может рассматриваться как титул имущественных прав, а также как движимое имущество. С экономической точки зрения ценная бумага - представитель капитала. Ценные бумаги можно классифицировать по следующим признакам:
- срок существования:
срочные (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные и отзывные) и бессрочные;
- форма существования:
бумажная (документарная) или безбумажная (бездокументарная);
- порядок фиксации владельца:
именные или предъявительские;
- форма обращения (порядок передачи):
передаваемые по соглашению сторон (путем вручения, путем цессии) или ордерные (передаваемые путем приказа владельца - индоссамента);
- форма выпуска:эмиссионные или неэмиссионные;
- регистрируемость:
регистрируемые (государственная регистрация или регистрация ЦБ РФ) и нерегистрируемые;
- национальная принадлежность:
российские или иностранные;
- вид эмитента:государственный (федеральный или муниципальный) и негосударственный (корпоративный или частный);
- обращаемость:рыночные или нерыночные;
- цели использования:
инвестиционные (цель - получение дохода) или неинвестиционные (обслуживают оборот на товарных рынках);
- уровень риска:безрисковые или рисковые (низкорисковые, среднерисковые или высокорисковые);
- наличие начисляемого дохода:
бездоходные или доходные (процентные, дивидендные, дисконтные);
- номинал:постоянный или переменный.
Инструменты рынка ценных бумаг могут быть основными
и производными
.
Основные ценные бумаги — это ценные бумаги, в основе которых лежат имущественные права на какой-либо актив (товар, деньги, капитал, имущество, ресурсы и т.д.). Основные ценные бумаги подразделяются на первичные
и вторичные
.
Первичные основаны на активах, в число которых не входят сами ценные бумаги. Это акции, облигации, векселя, банковские сертификаты, чеки, закладные, коносаменты и т.д.
Вторичные выпускаются на основе первичных ценных бумаг, то есть это ценные бумаги на сами ценные бумаги. Сюда относятся варранты на ценные бумаги, депозитарные расписки и т.д.
К производным ценным бумагам относятся те, в основе которых лежит какой-либо ценовой актив. Это могут быть цены товаров (обычно биржевых товаров: зерна, мяса, нефти, золота и т.д.), цены основных ценных бумаг (индексы акций, облигаций), цены валютного рынка (валютные курсы), цены кредитного рынка (процентные ставки) и т.д.
Производные ценные бумаги удостоверяют право или обязанность инвестора продать или купить определенное количество базисного актива (валюты, акций, облигаций, золота и т.д.) в определенное время или по определенной цене.
К производным ценным бумагам относятся варранты, опционы, форварды, фьючерсы и т.д.
Выделяют следующие виды финансовых инструментов, в соответствие с их функциями:
· инструменты займа (облигаций), государственных казначейских обязательств, векселей;
· инструменты недвижимости (акции открытых АО, созданных в процессе приватизации);
· инструменты инвестиций (акции; инвестиционные, сберегательные, депозитные сертификаты);
· производные финансовые инструменты.
Акция(от лат. actio — действие, претензия) — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Акция может быть выпущена как в документарной (бумажной, материальной) форме, так и в бездокументарной форме - в виде соответствующих записей на счетах. При документарной форме выпуска акций возможна замена акции сертификатом, который предоставляет собой свидетельство о владении названным в нем лицом определенного количества акций.
Акции акционерного общества можно разделить на размещенные и объявленные. Размещенными считаются акции, уже приобретенные акционерами. Объявленными являются акции, которые акционерное общество может выпустить дополнительно к размещенным акциям. В зависимости от объема прав акции принято делить на обыкновенные и привилегированные.