Минимизация налогов с помощью субвенций
Суть данной системы заключается в следующем. Предприятие регистрируется в регионе, где предоставляются субвенции, и платит налоги в бюджет в полном объеме.
Одновременно власти регионов предоставляют фирме субвенцию на определенные цели. При этом цели сформулированы настолько расплывчато, что это позволяет предприятию расходовать бюджетные средства на свои цели. Так, в Типовом соглашении о предоставлении и порядке использования субвенции, предоставляемой юридическому лицу за счет средств бюджета Ростовского муниципального округа, сказано следующее. "Администрация предоставляет Получателю субвенции бюджетные средства на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а именно - расходов на капитальные вложения в основные фонды и пополнение оборотных средств, а также иных расходов, направленных на развитие бизнеса".
Получая такие субвенции, фирма фактически возвращает из бюджета часть уплаченных налогов. А именно:
- 80 процентов от уплаченного в местный и областной бюджеты налога на прибыль;
- 90 процентов от уплаченного в местный бюджет налога на имущество;
- 60 процентов от уплаченного в областной бюджет акциза на нефтепродукты;
- 50 процентов от уплаченного в местный бюджет налога на доходы физических лиц.
┌───────────────────┐ ┌─────────────┐
│ │ Уплата налогов в │ │
│ ├────────── полном объеме ──────────_─┤ │
│Фирма, желающая сэ-│ │Местый бюджет│
│кономить на налогах│ │ │
│ │ Возврат части налогов │ │
│ ├─_─────── в виде субвенций ──────────┤ │
└───────────────────┘ └─────────────┘
Данная схема появилась из-за того, что законодатели еще в 2005 году запретили местным властям предоставлять массовые налоговые льготы. Поэтому в ряде российских регионов была предпринята попытка облегчить налоговое бремя с помощью системы субвенций.
Например, соответствующие законы приняты в Ленинградской, Самарской, Ярославской областях. И даже в нескольких городах (Угличе, Ростове, Некоузе, Гаврилов-Яме, Рыбинске) появились местные нормы, аналогичные областному закону "О стимулировании экономического развития Ярославской области".
Недостатков у схемы достаточно.
Главный из них в том, что региональное законодательство о субвенциях нарушает некоторые нормы бюджетного законодательства. И уже с лета 2006 года данная схема является объектом пристального контроля со стороны прокуратуры и Счетной палаты России.
Еще один недостаток - компании необходимо зарегистрироваться именно в том регионе, где такие субвенции предоставляются. Соответственно и вести деятельность надо в этом же субъекте. И при проверке налоговые органы обращают внимание на этот аспект.
Кроме того, недостатком является и то, что средства, полученные в рамках целевого финансирования, не подлежат налогообложению только в случае их целевого использования. Иначе получение субвенции будет признано незаконным.