Формы государственного ценового, регулирования. Паритет цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию
Рисунок 2. Политика “ценового пола”
Политика “коридора цен” заключается в том, что устанавливаются два предела цен: верхний и нижний. Цены таким образом одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рисунок 3).
Рисунок 3. Политика “ценового коридора”
Такая система регулирования цен используется, например, в странах Европейского Союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. При этом устранение диспропорций между спросом и предложением достигается путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов.
Таким образом, политика “ценового коридора” позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.
Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство соответственно проводимой экономической политике, целям развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Опыт показывает, что каждая страна выбирает свой собственный путь. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.
Для реализации планов самообеспечения и продовольственной безопасности республики, эквивалентного товарообмена между двумя важнейшими отраслями народнохозяйственного комплекса - промышленностью и сельским хозяйством - важно обеспечить паритет цен на промышленную продукцию, поставляемую селу, и закупочных цен. Различные темпы роста этих цен в условиях их либерализации обострили актуальность решения этой проблемы.
Пропорции между динамикой цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию отражают индекс паритета цен (Iп.ц), который рассчитывается по следующей формуле:
Iп.ц = Iп.п / Iз.ц,
где Iп.п - индекс цен на промышленную продукцию, работы, услуги для сельского хозяйства;
Iз.ц - индекс закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Для определения индекса цен на промышленную продукцию, поставляемую сельскому хозяйству, за основу принимается так называемая "ресурсная корзинка", в состав которой входит минимальное количество сельскохозяйственных машин, оборудования, запасных частей, минеральных удобрений и других ресурсов, потребляемых в среднем одним хозяйством республики. Индекс закупочных цен определяется по "корзинке сельскохозяйственной продукции", характеризующей реализацию продукции по видам в расчете на одно хозяйство.
Индексы паритета цен рассчитываются ежеквартально и служат для корректировки ценовой политики, обоснования размеров необходимого повышения закупочных цен или компенсации сельскому хозяйству дополнительных затрат, вызванных ростом цен на промышленную продукцию. Размер необходимого повышения закупочных цен или субсидии сельскому хозяйству определяются как разница между стоимостью фактически реализованной продукции сельского хозяйства и этой же стоимостью, скорректированной на индекс паритета цен, уменьшенный на 10% для стимулирования заинтересованности хозяйств в рациональном использовании материально-технических ресурсов.