Заключение

Подводя итог своей курсовой работы, мне хотелось бы еще раз подчеркнуть основные положения рассматриваемого мной вида налога.

Взимаемый в настоящее время подоходный налог получает в главе 23 НК РФ новое название - налог на доходы физических лиц. Также, по моему мнению, немаловажно данный налог получил статус федерального налога1. НК РФ достаточно четко разграничивает различные виды доходов физических лиц, устанавливает осо­бенности исчисления и взимания налога с этих доходов.

Данная концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бре­мя налогоплательщиков за счет увеличения коли­чества и размеров налоговых льгот, а также введе­ния единой налоговой ставки в размере 13 процен­тов при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышен­ные ставки налога на доходы физических лиц, свя­занные с приростом их капитала; например, с диви­дендов установлена налоговая ставка в размере 30 процентов, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам — максимальная налоговая ставка в размере 35 процентов. С доходов, получае­мых лицами, не являющимися налоговыми резиден­тами, определена средняя налоговая ставка в разме­ре 30 процентов. Также применяется пониженная ставка в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Налоговые вычеты сгруппированы на стандартные, социальные имуще­ственные и профессиональные.

Наличие льгот и вычетов обеспечивает не­которую прогрессивность налога даже при простой ставке, так как чем выше уровень до­хода налогоплательщика, тем меньшую долю в его доходе составляет необлагаемая часть и тем выше средняя ставка налога на доходы.

Кроме того, число налогоплательщиков при низких ставках налога будет расти, а по мере роста их дохода будет увеличиваться и сумма уплачиваемого ими налога.

Стоит отметить, что при низком уровне дохо­да населения основным источником налогооб­ложения является заработная плата. Размеры же других видов доходов зачастую трудно оце­нить по причине того, что не создано четкой пра­вовой базы. Кроме того, требуется определен­ное время для того, чтобы удержания с этих ви­дов доходов стали эффективным налоговым рычагом. Практически невозможно рассчитать и обложить налогом условный доход, получае­мый налогоплательщиком от использования собственной квартиры, дома, автомобиля. По­этому налог на доходы — не единственный налог с населения, он дополняется другими налога­ми — земельным, налогом на имущество, нало­гами на наследство и дарение, налогом с денеж­ного капитала, домовым, промысловым и т. д.

Также, хотелось бы привести несколько статистических данных. Если говорить о месте налога на доходы физических лиц в доходной части консолидированного бюд­жета, то удельный вес поступлений этого платежа в общей сумме налоговых поступлений в бюджет со­ставлял в 1999 году 13,2 °/в, в 2000 году —12,1 % и за 2001 год—13,1 %. Таким образом, он стабильно за­нимает четвертое место после единого социального налога, НДС и налога на прибыль и является основой доходной части бюджетов субъектов Российской Федерации и, еще в большей степени, местных бюд­жетов.

Стабилен и темп роста поступлений этих сумм в бюджет. Так, в вышеуказанные годы темп роста соста­вил 161,4,148,8 и 149,2 %, а в абсолютных суммах — 116,5 млрд руб., 174,2 млрд руб. и 255,5 млрд руб1.

1 См.: Озеров И.Х. Подоходный налог в Англии: Экономические и обществен­ные условия его существования // Уч. зап. Императорского московского уни­верситета. — М„ 1898. — Вып. 16.

Перейти на страницу: 1 2