Реформирование налогового администратирования.
При этом особое внимание должно быть уделено работе с нарушителями налоговой дисциплины. Необходима специальная служба для серьезного изучения методов уклонения от уплаты налогов и принятия соответствующих контрмер.
Помимо этого, интересным представляется еще одно “новшество” – организация работы “участковых” налоговых инспекторов, которые будут знать своих налогоплательщиков “в лицо”. Полагается, что при условии их достаточного количества и соответствующей квалификации они могли бы решить ряд проблем[№19,с.74].
4. заключается в подготовке и реализации государственной программы пропаганды и культуры налогового воспитания.
Основные цели этой программы:
§ поставить воспитание налоговой культуры и “налоговой грамотности” таким образом, чтобы они стали неотъемлемой частью системы образования;
§ сделать доступной для каждого гражданина всю необходимую информацию о налоговом законодательстве, порядке исчисления и уплаты налогов;
§ выработать принципиально новый стиль работы налоговых инспекций и других органов налоговой системы, сделав их доступными для граждан, обеспечив четкий контроль обращений налогоплательщиков, изменив благоприятным образом имидж налогового инспектора;
§ создать эффективную систему профессионального консультирования налогоплательщиков (институт налоговых консультантов);
§ использовать все возможные средства для постоянного и повсеместного разъяснения гражданам положений налоговой политики государства, убедить их в необходимости и выгодности добровольного и сознательного соблюдения налогового законодательства.
5. Повышение профессионального и кадрового потенциала налоговой службы[№47,с.74].
В связи с этим представляется целесообразным следующие изменения организационной структуры Госналогслужбы:
q выделение аудиторских подразделений, занимающихся непосредственно проверками;
q создание аналитических подразделений - для сбора сведений о налогоплательщиках с целью определения тех, кто подлежит проверке в первую очередь;
q создание отделов анализа и прогнозирования – в целях анализа информации по налогоплательщикам за отчетный период, подготовке сводок по важнейшим экономическим показателям, выработке рекомендаций вышестоящим органам по стимулированию отдельных отраслей и предприятий, прогнозирование поступлений в бюджет;
q формирование подразделений, правомочных урегулировать отношения с налогоплательщиками и в первую очередь – споры;
q Создание подразделений, проводящих расследование по налоговым нарушениям и определяющим степень вины и меру ответственности.
Таким образом, предполагается придать ГНС статус структуры, ответственной за обеспечение общедоступной, полной, оперативной и достаточной для осуществления нормальной хозяйственной деятельности информации, наделяя ее при этом соответствующими ресурсами и правами. Налоговой службе следует предоставить большие полномочия не только в административной сфере, но и возможности обеспечения уголовной ответственности при совершении налоговых преступлений.
Также очень важна консолидация усилий налоговых, финансовых, правоохранительных органов власти и управления в вопросах, касающихся сбора налогов: возникает необходимость тесного взаимодействия в целях учета налогоплательщиков и объектов налогообложения[№53,с.74].
При этом следует отметить, что весьма слабо обеспеченна функция взаимодействия налоговых инспекций и налоговых милиций. Видится целесообразным выделение налоговой милиции из структуры МВД и придания ей статуса самостоятельного органа, наделения ее собственным следственным аппаратом, спецназом и необходимыми полномочиями, что как предполагается, значительно пополнит доходную часть бюджета, а также уменьшит количество уклонений от уплаты налогов.
В совокупности все вышеперечисленные организационные меры, как я полагаю, позволят значительно повысить эффективность работы налоговой службы.