Перспективные налоги.

Действующая в настоящее время налоговая система ПМР полностью не реализована. Поэтому, если говорить о ее перспективных направлениях развития, то в первую очередь необходимо отметить предусмотренные действующим Законом “Об основах налоговой системы ПМР”, но фактически не имеющих законодательного подкрепления и не действующие, гербовый сбор

и налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения.

Полагаю, что разработка и принятие на основе российского опыта (с учетом специфики Приднестровья) соответствующих законов, и тем самым введение в действие данных налогов послужит дополнительным источником поступлений в бюджет.

Целесообразно вместо трех налогов: налога на землю, налога на имущество юридических лиц и налога на имущество физических лиц – введение единого налога на недвижимость

для юридических и физических лиц.

Целью введения налога на недвижимость является увеличение доходов местных бюджетов за счет более эффективного налогообложения земельной составляющей. При новом налоге на недвижимость собственнику будет выгодно либо самому эффективно использовать свою недвижимость, либо ее продать или сдать в аренду. Тот, кто приобретает недвижимость, начнет хозяйственную деятельность, получит прибыль, часть которой в виде налога поступит в бюджет. Кроме того, земля также будет облагаться с учетом ее эффективного использования.

Одновременно, имущественная составляющая налога на недвижимость уменьшит платежи промышленных предприятий, поскольку из налогооблагаемой базы исключаются машины, оборудование, транспортные средства, продукция на складах и другая активная часть фондов.

Кроме того, налог на недвижимость отразится на налоге на имущество физических лиц: он увеличится за счет налогообложения лучших квартир и коттеджей[№33,с.74].

При этом налогом должна облагаться сама собственность, а не ее владелец. Налог должен четко реагировать на изменения в стоимости земли, но не путем дорогостоящих ежегодных переоценок, а распределением земли в каждой местности на зоны, оценки стоимости квадратного метра земли и возведенных строений и сооружений на ней и переоценки этих компонентов один раз в 3-5 лет.

Объектом обложения в данном случае является налоговая база, скорректированная на специальный коэффициент, ежегодно устанавливаемый исполнительной властью в одинаковом размере для всех видов собственности. Этот коэффициент представляет собой дробное число от 0,8 до 1,0 и призван четко регулировать тяжесть налогообложения в отдельные периоды, например, в первые годы после введения налога или после проведения переоценки. Сама же налогооблагаемая база складывается из двух элементов: стоимости земли а также стоимости строений и других объектов, расположенных на ней[№17,с.74].

Отработка механизма функционирования налога на недвижимость предполагает: создание кадастра земли, кадастра недвижимости, реестра собственников, автоматизированной системы управления недвижимостью, создание системы юридического консультирования по вопросам оценки земли[№33,с.74].

Достаточно интересная, как я полагаю, налоговая политика в области налога на прибыль

в Эстонии. До 2000 года его ставка составляла 26% . Но с первого января в силу вступил новый закон, который выводит из-под налогообложения ту часть прибыли, которая реинвестируется в развитие предприятия. Налогом облагаются теперь только дивиденды предприятия по-разного рода ценным бумагам, а также расходы предприятия, прямо не связанные с производством. И хотя такая система еще нигде в мире не применялась, и строить прогнозы сейчас довольно сложно, но предполагается, что значительный приток инвестиций, рост поступлений других налогов (так, деньги, которые сейчас предприниматели смогут вкладывать, обещают в скором времени государству большие поступления подоходного налога с частных лиц, налога с оборота, акцизов) в перспективе с лихвой компенсируют сегодняшние недопоступления по налогу на прибыль[№27,с.74].

Решением многих проблем, с моей точки зрения, является введение единого налога с предприятий.

В сфере малого предпринимательства примером реализации идеи единого налога с предприятий могло бы служить принятие Закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Патент - основной документ перехода на эту систему малыми предприятиями. Использование названной системы дает значительной части предприятий возможность работать со снижением налоговой нагрузки. Внедряя постепенно систему единого налога с малых предприятий, можно предположить, что в ближайшем будущем эта система с учетом ее динамизма, способности приспосабливаться к изменяющимся условиям экономического и социального развития общества, позволила бы не только приостановить процесс сокращения числа малых предприятий, но и была бы дополнительным эффективным стимулом к расширению сферы малого бизнеса[№52,с.74].

Перейти на страницу: 1 2