Налоги, связанные с внешнеэкономической деятельностью. Таможенные пошлины.
Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы, включая как непосредственно воздействующие на цену товара (тарифы, НДС, акцизы и прочие налоги и сборы), так и ограничивающие стоимостные объемы и количество поступающего товара ( количественные ограничения, лицензии и т.д.).
Налоговая политика государства в области налогов, cборов и пошлин, связанных с внешнеэкономической деятельностью, должна быть четко увязана с поставленными перед последней целями. Поэтому, в области налогов, связанных с внешнеэкономической деятельностью (доля которых в бюджете 1997г. составила 15.0%, в 1998 г. – 7,5%, в 1999г. – 3.0%)(ПРИЛОЖЕНИЕ №1), необходимо будет и в дальнейшем проводить политику, направленную на упрощение процедуры регистрации договоров и контрактов, ужесточенный контроль экспорта и импорта социально-значимых для республики товаров, создание благоприятных условий для стимулирования экспорта и частичной компенсации потери конкурентоспособности товаров, производимых в ПМР.
Кроме того, предлагается:
-пересмотреть сроки репатриации валютной выручки с дифференциацией по группам товаров;
-предоставить право при реализации товара на постоянной основе в другие страны пополнять обороты товара на сумму частичной репатриации.
Таможенные пошлины относятся к наиболее традиционным и в то же время наиболее активно применяемым мерам государственного регулирования экспортно-импортных операций. Такое их положение определяет многообразие форм, в которых они выступают, и объем задач, выполняемых ими для государственного регулирования внешней торговли. В зависимости от того, накладываются ли они на экспортируемый, импортируемый или проходящий транзитом товар, они называются соответственно экспортными, импортными или транзитными.
Импортные пошлины являются, как правило, главным средством национального протекционизма. В начале своего существования они обеспечивали получение денежных средств, т.е. играли фискальную роль, сегодня же их функции связаны в первую очередь с обеспечением проведения определенной торгово-экономической политики. Так, если в США еще в конце 19 столетия за счет импортных пошлин покрывалось до 50% всех поступлений в бюджет, то в настоящее время эта доля не превышает 1,5%. Не превышает нескольких процентов доля поступлений от импортных пошлин и в бюджете подавляющего большинства промышленно развитых стран. Что касается ПМР, то роль импортных таможенных пошлин как фискального средства усиливается.
Реже используются экспортные пошлины. Их цель – получение дополнительного количества валюты для пополнения государственной казны. Они удорожают стоимость товара на мировом рынке. В развитых капиталистических странах экспортные пошлины практически не применяются. Конституция США даже запрещает их использование[№15,с.74].
Таким образом, в отношении ПМР на период 2000 года можно отметить следующее:
Использование импортных тарифов следует рассматривать не столько в качестве источника пополнения доходов бюджета, сколько в качестве механизма стимулирования внутреннего производства и защиты отечественного производителя аналогичной продукции.
На рассматриваемый период, в области таможенной деятельности, осуществлено распространение таможенного тарифа на товары, производимые в странах СНГ и импортируемые на территорию ПМР. С одной стороны это было предпринято для защиты местного рынка и, следовательно, косвенного поддержания отечественных товаропроизводителей, с другой стороны не было учтено, что ПМР имеет чрезвычайно ограниченный потребительский рынок и в результате дополнительного налогообложения при импорте были утеряны определенные льготные условия для привлечения предпринимателей по оптовой торговле и привлекательность реэкспорта, результатом которого было привлечение в ПМР дополнительных валютных средств.
Наиболее льготный режим должен устанавливаться применительно к ввозу технико-экономических изделий, принципиально важных для развития отечественного производства, но в ПМР не выпускаемых (или выпускаемых в недостаточном количестве). Максимально же жесткий, с исключительно высокими таможенными пошлинами, режим - по отношению к импорту предметов роскоши и повышенного комфорта. Нельзя допускать таможенной уравниловки и по отношению к ввозимым предметам массового потребления: послабления возможны лишь по тем их категориям, потребление которых трудно сжимается ввиду их особой необходимости для населения и отсутствия или дефицитности их производства в республике.