Объективные предпосылки реформирования налоговой политики и основные направления реформы.
Однако на этот счет существует и другое мнение. Прежде всего следует отметить, что существующая налоговая система противопоставлена реальному сектору экономики, не способствует росту экономического потенциала и стабилизации социальных отношений, не выполняет возложенные на нее функции, не обеспечивает в полной мере потребности государства в средствах на финансирование полной социальной защиты населения, первоочередных программ, связанных со структурной перестройкой производства. И это не удивительно, ведь действующая с 1992 года налоговая система ПМР сформировалась в процессе перехода к принципиально новым социально-экономическим отношениям, в условиях экономического кризиса, сочетающего спад производства и инфляцию. Обеспечение бесперебойной реализации социальных и экономических программ определили минимальные сроки разработки новой налоговой системы. По мнению большинства специалистов, она недопустимо жестка по числу и “качеству” налогов и слишком сложна для налогоплательщика. В то же время, несмотря на свою жесткость для товаропроизводителей, она допускает и сверхдоходы и сильную имущественную дифференциацию.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения в лучшем случае касаются отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставления льгот и привилегий, объектов обложения, усиления или замены одних налогов на другие). Однако в сегодняшних условиях необходима принципиально иная налоговая система (назовем ее “альтернативная”
), соответствующая нынешней фазе переходного к рыночным отношениях периода. И это не случайно, ибо оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе. При этом следует отметить, что пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования налогообложения и его правовой формы, результаты любых изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных коллективов и специалистов. Налоговая система должна быть адаптирована к новым общественным отношениям и соответствовать мировому опыту с учетом приднестровской специфики[№23,с.74].
Но даже в случае выбора “эволюционного” пути развития реформы, чтобы выйти из кризиса и перевести экономику в стадию стабильного развития, необходимы более радикальные меры, нужна действенная и в то же время гибкая налоговая политика. Налоговая реформа должна состоять не в косметическом ретушировании действующих законодательных положений, она должна быть направлена на коренные изменения взаимоотношений государства и налогоплательщиков, на преодоление действующих стереотипов. В ее основе лежит глубокая трансформация нашего общества, преобразование отношений собственности и покоящейся на них социально-экономической структуры в направлении рыночного хозяйства. Переходный характер современного периода составляет ее главную специфику. Обязательно, реформа должна быть комплексной: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.
Так, Минфином в рамках 2000 года предлагается осуществить ряд следующих мер:
1.Выравниванять условия налогообложения за счет упорядочения и сокращения числа налоговых льгот и перераспределения налогового бремени на сектора, поглощающие ликвидность реального сектора, при сокращении налоговой нагрузки на производителей.
2. Установить исчерпывающий перечень налогов и сборов, применение которых допустимо на территории ПМР. Эта мера необходима для обеспечения предсказуемости налогового законодательства. Введение подобного перечня исключит возможность увеличения налогового бремени и сделает невозможным установление новых неэффективных налогов.
3. Проведение реформирования действующей системы бухгалтерского учета, в которой отсутствует целый ряд показателей, характеризующих финансовое положение республики, денежное обращение и кредиты, функционирование новых предпринимательских и посреднических услуг, что является одной из наиболее существенных причин ухода от налогов.
Так на основании утвержденных Правительством Государственной программы перехода ПМР на международную систему бухгалтерского учета и статистики и Концепции реформы бухгалтерского учета ведется подготовка к реформированию системы бухгалтерского учета путем приведения ее в соответствие с международными стандартами финансовой отчетности, требованиями рыночной экономики и международными нормами.