Налогообложение прибыли негосударственных пенсионных фондов
И, наконец, третий спорный момент. Кодекс требует от НПФ определить «положительную разницу между полученным доходом от размещения пенсионных резервов и доходом, рассчитанным исходя из ставки рефинансирования». Причем расчетный доход нужно определять «с учетом времени фактического размещения» и «при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам».
Таким образом, фонд должен рассчитать, сколько резервов у него размещено в каждый конкретный момент. Ведь только обладая этой информацией, можно начислить на сумму этих резервов ставку рефинансирования «с учетом времени фактического размещения».
Однако в статье 295 НК РФ не приведена методика такого расчета. Значит, НПФ должен разработать ее самостоятельно. Но в то же время действующее законодательство содержит несколько определений понятия «пенсионные резервы».
Как уже было сказано выше, один из самых сложных вопросов - это расчет доходов от размещения пенсионных резервов с учетом ставки рефинансирования.
Налоговое законодательство не содержит определения понятия «пенсионные резервы». Поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 11 НК РФ мы вправе «обратиться за разъяснениями» к другим отраслям права, но вместо одного мы найдем три различных определения пенсионных резервов.
Например, в статье 3 Закона о НПФ пенсионные резервы определены как «совокупность средств, находящихся в собственности фонда и предназначенных для обеспечения выплат негосударственных пенсий». В бухучете размещенные резервы фонда отражаются по дебету счета 79 «Внутрихозяйственные расчеты» (если они размещены через управляющую компанию) либо по дебету счетов 55 «Специальные счета в банках», 58 «Финансовые вложения», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и т. д. (если часть резервов НПФ размещает самостоятельно).
В то же время в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету пенсионные резервы определяются как сумма средств, учтенная в пассиве баланса фонда по статье «Резервы предстоящих расходов и платежей». Например, в «Отчете о финансовом положении фонда» (форма НПФ-Ф, утвержденная приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов при Минтруде России от 21.06.2000 № 47) сумма пенсионных резервов приравнивается к строке 650 пассива баланса фонда («Резервы предстоящих расходов и платежей»).
По кредиту счета 96 «Резервы предстоящих расходов» отражается сумма резервов, сформированная в соответствии с уставом и решениями руководящих органов фонда. Реальная сумма размещенных резервов может отличаться от суммы, учтенной на счете 96. Ведь на практике по целому ряду причин не все суммы, которые фактически являются размещенными пенсионными резервами, сразу учитываются на счете 96. Например, доход, полученный от размещения пенсионных резервов, который не менее чем на 85% должен быть использован на увеличение этих резервов, до решения руководства фонда о распределении этих сумм нужно отражать по счету 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
НПФ обязаны вести отдельный учет операций по размещению резервов. Поэтому сумма размещенных резервов может быть взята из бухучета (остатки по счетам 58, 01 и др. за минусом дебиторской задолженности и остатков по счетам 51, 52 и т. п.).