Международная практика развития пенсионного обеспечения
В развитии систем пенсионного обеспечения западных стран современные исследователи выделяют несколько этапов.
Первым этапом принято считать период 90-х годов XIX в. - конце 20-х гг. в XX века. Перемены, вызванные урбанизацией, индустриализацией, монополизацией экономики, потребовали новой доктрины социальной защиты взамен существовавшей на принципах самоподдержки, семейного обеспечения нетрудоспособных, благотворительности. Исторический шаг был сделан в конце XIX века, когда имперское германское правительство, руководимое Бисмарком, ввело обязательную систему социального страхования для работающих в промышленности. В Германии появляются кассы взаимопомощи и медицинские кассы (1883 - 1889 гг.), обеспечение по инвалидности и старости.
Примеру Германии следуют другие европейские страны, столкнувшиеся с серьезными социальными проблемами. Начиная с 1919 г. в некоторых национальных законодательствах, в особенности англосаксонских и скандинавских странах вводятся безвносные (безвозмездные) пенсионные системы, поддерживаемые государственными организациями, обеспечивающие помощь по старости. Подобные системы основываются на гуманистической идее, что общество должно помогать социально уязвимым гражданам.
Основными характеристиками первого этапа развития пенсионного обеспечения являются:
финансирование бюджетов пенсионного обеспечения осуществляется в основном не на страховых принципах, расходы по ним возмещаются из текущих доходов предприятии, государство практически не участвует в финансировании данных систем;
добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей и лояльность по отношению к предпринимателю обязательны для получения работником пенсии;
оценка факторов социального риска для работников, выплачивающих взносы (первоначально на добровольной основе) производится с помощью актуарных расчетов.
Второй (коллективно-договорной) этап развития систем пенсионного обеспечения продолжался примерно до середины 70-х гг. XX века, а его начало связывают с экономическим кризисом 30-х гг. В этот период формируются национальные системы пенсионного обеспечения. Государство решительно вторгается в сферу социального страхования, берет на себя ряд обязательств по финансовому участию в социальном обеспечении инвалидов, безработных и престарелых. Становятся нормой обязательные страховые взносы застрахованных лиц. Аргументируется это тем, что выплачиваемые пенсии — это право, а не помощь, и взносы самих застрахованных — средство для поддержания достоинства получателей.
До второй мировой войны безвносные пенсии имеют первостепенное значение по сравнению с социальным страхованием, но это рассматривается как переходный этап к страхованию пенсий. В годы второй мировой войны разрабатывается и публикуется целый ряд документов (Атлантическая хартия, Филадельфийская декларация Международной организации труда, доклад У. Бевериджа), рассматриваемых в качестве базы приведения социальной политики западных государств в послевоенный период во избежание нового разрушительного экономическою кризиса. Новая концепция системы социальной защиты излагается в докладе У. Бевериджа правительству Великобритании (1942 г.) Беверидж составляет свой план социального обеспечения, согласно которому все лица, потерявшие заработок, “должны пользоваться идентичной социальной защитой”. Выдвинуты предложения о всеобщности системы социального обеспечения, защиты от всех случаев потери заработка, одинакового для всех размера пенсий и пособий, как и условий их выплаты. На протяжении 1944 - 1948 гг. лейбористское правительство Англии принимает ряд законодательных актов, на основе которых строится единая система социальной защиты, охватывающая все население и все случаи потери заработка. Аналогичные реформы проходят после второй мировой войны во многих западных странах.