Источники и механизмы финансирования здравоохранения в современных условиях
Целесообразно выделять три основных организационно-экономических варианта формирования национальных систем охраны здоровья: государственная (бюджетная), частное здравоохранение (система, основанная на добровольном (частном) медицинском страховании или непосредственной оплате медицинской помощи), система здравоохранения, основанная на социальном (обязательном) медицинском страховании. Следует заметить, что различия в подходах к финансированию отрасли являются основным, но не достаточным критерием типологизации мировых систем здравоохранения.
Рисунок 1- Источники финансирования медицинского учреждения
Исторически государственная система здравоохранения являлась преемницей так называемой благотворительной медицины, при которой церковь и государство принимали на себя финансирование медицинской помощи неимущим слоям населения. Для данной системы характерны следующие принципы:
1) основным источником финансирования здравоохранения являются государственные налоги;
2) структурами, аккумулирующими финансовые ресурсы здравоохранения, выступают бюджеты различного уровня;
3) преимущественно структурный принцип финансирования медицинской помощи (возмещение расходов учреждения в целом, а не оплата отдельных медицинских услуг);
4) медицинские учреждения, как правило, имеют государственный некоммерческий статус и являются исполнителями социального заказа, напрямую подчиняясь государственным финансовым правилам;
5) принцип экономии при использовании ресурсов;
6) централизованное (унитарное) планирование и управление системой;
7) тарифный способ оплаты труда врачей;
8) правила найма и оплаты труда диктуются государством;
9) административный контроль качества оказания медицинской помощи.
Общие расходы государства на здравоохранение складываются из нескольких источников-расходов: бюджетов разных уровней, средств Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов ОМС. На федеральный бюджет приходится около 8,7 процентов всех расходов на здравоохранение, бюджеты территорий — 64,3, средства фондов обязательного медицинского страхования (налоговые платежи) — 27 процентов, в том числе средства Федерального фонда ОМС — 1,5 процента.
В таблице 2 представлена структура финансирования системы здравоохранения к ВВП и направления расходов. Даная таблица показывает, что основная часть финансирования лежит на власти местного самоуправления, это составляет 2.2 % от ВВП.
Таблица 2
Источники финансового обеспечения здравоохранения и направления расходов.
В % к итоry |
В % к ВВП | |
Государственное финансирование, |
53,7 |
3,1 |
в том числе: | ||
Федеральный бюджет |
3,6 |
0,2 |
Территориальные бюджеты |
37,4 |
2,2 |
Взносы работодателей на ОМС |
12,7 |
0,7 |
Расходы населения на медицинские нужды, |
44,3 |
2,5 |
в том числе: | ||
Расходы на медицинскую помощь |
20,6 |
1,2 |
Расходы на приобретение лекарств |
23,6 |
1,3 |
Расходы на добровольное медицинское страхование |
0,1 |
0,07 |
Расходы ведомств и предприятий на содержание ведомственных ЛПУ |
2,0 |
0.1 |