Местный референдум
Согласно ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации местный референдум определяется как форма прямого волеизъявления граждан, посредством которой осуществляется местное самоуправление. Этот референдум проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования среди обладающих правом на участие в референдуме граждан Российской Федерации, место жительства которых расположено в границах МО, в целях решения вопросов местного значения. Он является способом решения вопросов местного значения.
Федеральное законодательство предъявляет к вопросам, выносимым на местный референдум, ряд требований.
1. Требование соответствия компетенции. Местный референдум проводится исключительно в целях решения вопросов местного значения непосредственно населением.
2. Требование соответствия функции референдума. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ устанавливает перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум[9]. К их числу отнесены следующие вопросы:
■ досрочное прекращение или продление срока полномочий органов местного самоуправления, приостановление осуществления ими своих полномочий, проведение досрочных выборов в органы местного самоуправления либо отсрочка указанных выборов;
■ персональный состав органов местного самоуправления;
■ избрание депутатов и должностных лиц, утверждение, назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц, а также дача согласия на их назначение на должность и освобождение от должности;
■ принятие или об изменение местного бюджета, исполнение и изменение финансовых обязательств муниципального образования;
■ принятие чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения.
3. Требование соответствия законодательству. Вопросы местного референдума не должны:
■ противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации;
■ ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
4. Требование к формулированию вопроса, выносимого на местный референдум. Вопрос, выносимый на местный референдум, должен быть сформулирован таким образом чтобы исключалось:
■ возможность его множественного толкования, т.е. на него можно было дать только однозначный ответ;
■ неопределенность юридических последствий принятого на местном референдуме решения.
5. Требования соблюдения особых конституционно-правовых режимов. Местный референдум не может быть назначен и проведен в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории, на которой предполагается проводить референдум, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Местный референдум может проводиться только на всей территории муниципального образования. Проведение местного референдума на части территории муниципального образования в настоящее время лишено достаточных правовых оснований.
Процедура местного референдума включает в себя следующие стадии: инициирование и назначение местного референдума, его подготовка, проведение, реализация решения.
1-я стадия. Инициирование и назначение местного референдума. Постановка вопроса о назначении местного референдума возможна по инициативе:
■ граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в местном референдуме;
■ избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом;
■ представительного органа муниципального образования и главы местной администрации, выдвинутой ими совместно.
Условием назначения местного референдума по инициативе граждан, избирательных объединений, иных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в порядке и сроки, установленные федеральным законом, является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее 5% числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом.