Механизм применения факторинга в финансировании деятельности предприятия
В нашей стране сегодня факторинг наиболее распространен в таких отраслях экономики, как производство и дистрибуция продуктов питания, фармацевтической продукции, товаров народного потребления, алкогольной продукции, полиграфической и упаковочной продукции, косметической и парфюмерной продукции и других.
Основными клиентами являются компании с объемом уступаемой дебиторской задолженности от 3 до 30 млн. руб. в месяц, с количеством постоянных покупателей от 10 и более, с такими условиями поставок, как отсрочка платежа от 20 до 90 дней, безналичный расчет, переход права собственности в момент отгрузки.
Для начала работы поставщику следует представить в банк перечень документов с информацией по деятельности компании, основными данными по клиентам и истории взаимоотношений с ними. Банк анализирует документы и принимает решение о начале работы. Стороны заключают договор факторинга, поставщик передает документы, отражающие его договорные отношения с покупателями и документы по конкретным отгрузкам. Начинается финансирование.
В таблице 1.2 показаны преимущества факторинга для поставщика и покупателя.
Обычно поставщики обращаются к факторинговым компаниям по трем вопросам: нехватка денежных средств, построение продаж в кредит и страхование рисков.
Таблица 1.2 Преимущества факторинга для поставщика и покупателя
Преимущества факторинга | |
Для поставщика |
Для покупателя |
Дополнительное беззалоговое финансирование; Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности; Уменьшение потерь в случае задержки платежей со стороны покупателя; Упрощение планирования денежного оборота; Увеличение товарооборота; Усиление контроля за оплатой текущей задолженности; Возможность предложения покупателям эластичных сроков оплаты; Своевременная уплата налогов и контрактов поставщиков за счет наличия в необходимом объеме оборотных средств. |
Более выгодные условия оплаты, что не требует отвлечения значительных денежных средств из оборота как в случае предоплаты или оплаты по факту; Планирование графика погашения задолженности; Увеличeниe покупательной способности. |
С точки зрения денежных средств факторинг решает такие проблемы, как:
расширение доли компании на рынке. У поставщика появляется возможность привлечь новых клиентов, увеличить ассортимент товара на складе и, как следствие, увеличить оборот и прибыль.
повышение ликвидности дебиторской задолженности. Поставщик получает деньги сразу же после отгрузки товаров с отсрочкой платежа. Выплачиваемое финансирование автоматически увеличивается по мере роста продаж.
ликвидация кассовых разрывов. Четкое планирование поступления денежных средств и погашение собственной задолженности. Поставщик может построить план выплаты факторингового финансирования "под свою компанию": получать деньги именно в тот день, когда ему необходимо и именно в том объеме, какой требуется на данный момент.
своевременная уплата налогов. В соответствии с 25 главой Налогового кодекса РФ уплата налогов должна осуществляться по факту отгрузки товаров и услуг. Получая финансирование в рамках факторингового обслуживания в день отгрузки товара, поставщика не будут беспокоить "расчеты" с государством. Компания-поставщик получает гарантию защиты от штрафных санкций со стороны кредиторов (в том числе государственных органов) при несвоевременных расчетах с ними, вызванных кассовым разрывом. Дополнительной возможностью является получение финансирования к дате налоговых платежей.