Возможность применения факторинга на ООО «РиЕл-строй»
Факторинг – это комплекс услуг по обслуживанию факторинговой компанией (фактором) поставок клиента с отсрочкой платежа под уступку дебиторской задолженности. Факторинг включает в себя финансирование товарных кредитов, страхование кредитных рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание.
Суть договора факторинга состоит в том, что кредитор, имея дебиторскую задолженность по договору поставки товаров (работ, услуг) уступает право требования задолженности к должнику своему финансовому агенту. То есть организация, осуществившая поставку товаров (работ, услуг) заключает с кредитной организацией договор, по которому последняя, фактически осуществляет финансирование под уступку денежного требования.
Особенность данного договора состоит в том, что, несмотря на то, что он является двусторонним (заключается между клиентом и финансовым агентом), но взаимоотношения, возникающие по такому договору, связывают три стороны, а именно:
клиента – хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставку товаров (работ, услуг);
должника – хозяйствующего субъекта, которому осуществлена поставка товаров (работ, услуг);
финансового агента – кредитную организацию.
Таким образом, факторинг представляет собой разновидность торгово-комиссионной операции, которая включает в себя инкассирование дебиторской задолженности, кредитование оборотного капитала, гарантии кредитных и валютных рисков, а также информационное, страховое, бухгалтерское, консалтинговое и юридическое сопровождение поставщика.
В случае предварительной оплаты факторинговый отдел банка покупает счета-фактуры у клиента на условиях немедленной оплаты 80–90% стоимости отгрузки, т.е. авансирует оборотный капитал своего клиента (дисконтирование счетов-фактур). Резервные 10–20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на отдельном счете на случай претензий в его адрес от покупателя по качеству продукции, ее цене и т.п.
Получение такой услуги наиболее полно отвечает потребностям функционирующих предприятий, так как позволяет им посредством факторинга превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и таким образом ускорить движение своего капитала. Основным преимуществом предварительной оплаты является то, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Таким образом, поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объема своих продаж.
Преимущества факторинга следующие:
– возможность пополнения оборотных средств;
– ускорение оборачиваемости оборотных средств;
– расширение ассортимента, что повлечет приток новых покупателей;
– предоставление более льготных условий оплаты для покупателей;
– рост объема продаж, а значит рост прибыли;
– улучшение структуры баланса – появляется возможность взять кредит, например для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров.
Рынок факторинга в данный момент динамично развивается. В то же время при сравнении рынка факторинга РФ с рынками зарубежных стран отмечается пока еще серьезное отставание отечественного рынка. Так в 2008 г. объем рынка факторинга в России составил 0,5% годового ВВП, тогда как в Польше, Венгрии и Чехии – от 2% до 8% ВВП, а в Великобритании, Франции и Италии – более 10% годового ВВП. Это говорит о наличии проблем, замедляющих развитие рынка факторинга в нашей стране, основными из которых являются противоречивость законодательства и слабая научная разработанность проблем применения факторинга.