Факторы и приоритеты совершенствования налоговой системы и налоговой политики
Во-вторых, считаем, что центр тяжести налогообложения необходимо перенести с труда на имущество и рентные платежи. Для этого предлагаем ввести налогооблагаемый минимум заработной платы вначале в размере прожиточного минимума, а затем по мере развития экономики, в размере минимального потребительского бюджета. Аналогичная система успешно работает в США. При этом следует не облагать налогом на добавленную стоимость товары первой необходимости, как это сделано во многих европейских странах.
В-третьих, борьба с налоговой составляющей теневой экономики является необходимым условием экономического подъема, поскольку существует очевидная связь между нарушением налогообложения и теневой экономикой. Задача должна заключаться в том, чтобы вытянуть экономику их криминального контекста. Анализ налоговой составляющей теневой экономики, вскрытие причин налоговых правонарушений позволил определить основные направления, формы и методы борьбы с ними. С целью уменьшения налоговых правонарушений необходимо вывести неформальную экономику из теневого сектора путем создания выгодных и надежных экономических условий. С этой целью следует также равномернее распределять налоговое бремя, упорядочить предоставление льгот, отсрочек, налоговых кредитов; совершенствовать налоговое законодательство, делая его более прозрачным и нейтральным; пресечь каналы вывода денежных средств из-под налогообложения; ликвидировать незаконную деятельность предприятий через пресечение ее правоохранительными органами; повысить качество контроля над соблюдением налогового законодательства. С этой целью целесообразно осуществление крупных покупок лишь по безналичному расчету; ужесточить ответственность за налоговые правонарушения.
Борьба с коррупцией является необходимым условием эффективного налогового регулирования. По разным оценкам, на подкуп представителей госаппарата коммерческие структуры тратят сегодня около 20-50% прибыли предприятия. Взамен они получают необоснованные налоговые льготы, выгодные кредиты, заказы, возможность нецелевого использования денежных средств.
В-четвертых, в условиях системного кризиса, высокой степени предпринимательского риска, политической нестабильности, криминализации экономики серьезной проблемой, представляющей угрозу экономической безопасности страны, являются возрастающие масштабы утечки национального капитала за границу. Это явление обескровливает финансовую систему страны, способствует дальнейшему углублению экономического кризиса, тормозит развитие экономики [28]. Налоговый метод решения вопроса предполагает предоставление «налоговой амнистии» капиталу, происхождение которого трудно установить.
Важной тенденцией в развитии налоговых отношений в XXI в. должно стать формирование доверительных отношений между государством, в распоряжении которого находятся налоги, и налогоплательщиком, отказывающимся от части своей собственности в пользу государства, осуществляющего разумную социально-экономическую политику в интересах всего общества. В последнее время различные формы доверительных отношений в области налогообложения (соглашения, сертификаты доверия и т.д.) все чаще стали практиковаться не только за рубежом, но и в России. Дальнейшее развитие доверительных налоговых отношений между государством и налогоплательщиком возможно на основе заключения трастового договора на передачу налогоплательщиком части своей собственности в виде налоговых платежей в управление государству; основными чертами таких обновленных налоговых отношений между государством и налогоплательщиком должны стать прозрачность, подотчетность перед фактическими собственниками за расходование налоговых поступлений.
Большое воздействие налогообложение оказывает и на внешнеэкономические связи. В современных условиях налоги стали предметом международных соглашений. В первую очередь это относится к таможенным пошлинам, а также к внутренним налогам в странах – участницах интеграционных объединений.
К этому следует добавить, что экономические, политические условия в стране остаются неизменными, что требует периодического совершенствования или реформирования налоговой политики, которая должна соответствовать изменившимся условиям и активно способствовать прогрессивным переменам, в чем нас убеждает опыт реформирования налоговых систем многих зарубежных стран.