Эволюция бюджета
Напомним, что вначале реализовывалась модель льготного обеспечения (как правило, в натуральной форме), по своим правовым и финансовым объемам во многом превосходившая советскую. Созданная конструкция оказалась финансово непосильной для государственного бюджета, что привело к появлению финансово не обеспеченных социальных гарантий в той форме, как они виделись в 90-е годы.
С 2005 г. и на период до 2008 г. обществу, опять-таки в рамках конституционных социальных гарантий, предложены контуры модели социальной политики, направленной на пересмотр обязательств государства перед населением в строку их уменьшения и максимальной «монетизации» положительные и негативные аспекты которой уже получили довольно подробное освещение.
Указанный эволюционный процесс в 1993-2005 гг. происходил на фоне по сути своей не меняющихся социальных приоритетов (рост благосостояния населения, здравоохранения, образования и решение жилищного вопроса), но при этом в отсутствие внятной модели участия государства в социальной сфере.
Следует отметить, что, как показывает мировой опыт, чаще всего, модели участия государства в социальной сфере закрепляются в соответствующих концепциях и кратко-, средне-, и долгосрочных программ, а затем находят отражение в перспективных финансовых планах и ежегодном государственном бюджете.
В Бюджетных посланиях и посланиях Федеральному собранию последних лет президентом России были намечены основные ориентиры, на базе которых правительству России предложено осуществлять выработку эффективной модели участия государства в социальной сфере.