Функции отдела расчетов по валютным операциям (Back-office)
Back Value Payment — зачисление средств прошедшей датой валютирования. Для этого банк-контрагент, не переведший вовремя средства, должен запросить свой банк-корреспондент осуществить перевод «задним числом», заплатив за это особый, увеличенный тариф. На практике это происходит следующим образом: банк-корреспондент контрагента связывается с банком-корреспондентом нашего банка и осуществляет проводки по счетам «задним числом». Проще всего это. делается, если оба контрагента имеют корсчета по данной валюте в одном банке-корреспонденте.
Good Value Payment — перевод непоставленных средств самой ближайшей датой валютирования. При этом с контрагента, непоставившего средства в срок, взыскиваются штрафные проценты за каждый просроченный день, подразумевающие, что банк, рассчитывавший на эти деньги, но не получивший их, был вынужден либо финансировать недостаток путем привлечения на рынке депозита, либо уплачивать штрафной процент по овердрафту.
Ставка штрафного процента либо оговаривается во взаимном договоре банков-контрагентов, либо берется на основе применяемых в международной практике штрафных ставок. Например, в зависимости от степени взаимоотношений между контрагентами штрафные ставки могут быть следующими:
от LIBOR + 4% годовых за дни непоставки (международная практика)
до 1% от суммы за каждый день просрочки.
В России на межбанковском рынке принята штрафная ставка по долларовым непоставкам в размере 0.01 — 0.1% от суммы за каждый день просрочки; по непоставке рублевых средств — двойная ставка рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день.
Проверка и оплата счетов от брокерских фирм за посредничество при заключении конверсионных или депозитных сделок. Сотрудники отдела Back-Office сверяют счета с журналом регистрации брокерских комиссий и готовят платежные поручения на их оплату.
В банках, использующих компьютерную банковскую систему обработки операций, практически все вышеперечисленные функции отдела расчетов по валютным операциям выполняются автоматически по заданному алгоритму. Задача сотрудников заключается лишь в физическом учете документов сделки, контроле за правильностью введенных данных и сформированных сообщений, а также в авторизации отсылки платежных поручений.