Процесс установления валютного курса
Реальный валютный курс формируется на межбанковском рынке на основе конкретных сделок между банками-контрагентами в данную минуту. Например, если предположить, что на рынке в данный момент существует только 2 банка, и они заключают сделку по обмену долларов на рубли по курсу 4185.00 — это означает, что рыночный валютный курс составляет 4185 рублей за доллар США.
В действительности на рынке присутствует множество продавцов и покупателей безналичной валюты, которые в каждый данный момент времени заключают сделки по одинаковому курсу. Ключевую роль здесь играет информированность рынка о текущем уровне валютного курса.
Раньше сделки по обмену валют между множеством контрагентов совершались в основном на валютных биржах, где представители банков могли заключать сделки друг с другом и знали курс текущих сделок. При этом сделки по обмену одних и тех же валют (например, долларов в немецкие марки), проводимые в одно и то же время на разных биржах (например в Лондоне и Сингапуре или доллара к рублю в Москве и Новосибирске) могли совершаться по разному курсу в зависимости от текущего спроса и предложения на местных валютных рынках. Эта ситуация существовала в связи с разорванностью валютных рынков в пространстве.
С развитием современных средств связи и телекоммуникаций — прямых телефонных, телексных линий, а также с развитием дилингового оборудования фирмы Рейтер, заключение сделок стало возможным не с помощью прямого контакта (лицом к лицу), а опосредованно — из дилинговых залов банков по техническим средствам связи. При этом стало возможным заключать сделки между разными финансовыми центрами, находящимися в разных часовых поясах. Например, валютный дилер лондонского банка мог одновременно по телефону заключать конверсионные сделки с банком в Сингапуре и с банком во Франкфурте-на-Майне. В случае несовпадения курсов он мог купить валюту дешевле, скажем в нью-йоркском банке, и продать дороже банку в Франкфурте-на-Майне. Деятельность десятков дилеров из разных банков по использованию таких курсовых различий привела к тому, что межбанковский курс данных валют выровнялся во всем мире.
Котировка доллара к марке 1.5430/40 означает, что в данный момент на мировом валютном рынке этот курс будет котироваться банками в любой точке земного шара (естественно в рабочее время), то есть курс доллара США к немецкой марке является мировым курсом. Однако порой в условиях резкого изменения курса валюты (после сообщений экономического или политического характера), паники на валютных рынках, случаются ситуации, когда котировки курса в разных финансовых центрах и даже у разных банков различаются, но обычно не более чем на 10 — 20 пунктов.
Обеспечение рынка информацией о текущем уровне валютного курса осуществляется двумя путями:
из брокерской фирмы
с информационной страницы системы Рейтер или других информационных систем (Доу Джонс Телерейт, Блумберг, Тенфор).
Брокерская фирма собирает данные о текущих котировках bid и offer у большого количества банков и сообщает о них по линиям прямой телефонной связи всем заинтересованным участникам рынка. Информационная страница агентства Рейтер показывает всем подписчикам, имеющим рейтеровский терминал, текущие значения валютного курса, котируемые крупными банками — маркет-мейкерами (страница EFX= или FXFX для мировых курсов валют; RUR= для курса доллара к рублю).
Котировки, получаемые от брокерской фирмы, являются реальными, поскольку отражают действительные «твердые» заявки (firm orders) банков на покупку и продажу валюты. Курс информационной страницы является индикативным (справочным) и отражает только данные о котировках, введенных в систему Рейтер банками, имеющими доступ к вводу на данную страницу. Если, например, какой-либо банк, осуществляющий ввод своих котировок, ошибся или ввел заведомо неверные данные, которые высветились на информационной странице Рейтер, то дилеры других банков имеют возможность сравнить эти котировки и курс у брокера. (Обычно дилеры говорят, что экран лжет — screen is lying). При необходимости банки будут котировать курс, ориентируясь на курс брокерской фирмы, но не на курс с информационного экрана.