Система государственных органов управления финансами и их функции
Общее (стратегическое) управление финансами Российской Федерации в соответствии с ее Конституцией возложено на высшие органы государственной власти - Федеральное Собрание и его две палаты - Государственную Думу и Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Правительство РФ.
Оперативное управление финансами осуществляет финансовый аппарат. С его помощью государство руководит финансовой деятельностью во всех структурных подразделениях экономики. Финансовый аппарат выполняет работу по оперативному финансовому планированию, учету, анализу, контролю и исполнению финансовых планов.
Управление финансами на предприятиях и отраслях народного хозяйства осуществляют финансовые отделы и службы предприятий, а также финансовые подразделения министерств и ведомств. Сферой страховых отношений управляют специальные страховые структуры. Работу по управлению государственными финансами осуществляют Министерство финансов РФ и его органы на местах.
Государственная Дума и Совет Федерации рассматривают и утверждают федеральный бюджет России и отчет о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга.
Важнейшим органом, осуществляющим управление финансами, выступает Министерство финансов Российской Федерации и его органы на местах.
Его основными задачами в области управления финансами является выработка единой государственной финансовой (включая бюджетную, налоговую, страховую, валютную сферу, сферу государственного долга), кредитной, денежной политики, а также политики в сфере аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, таможенных платежей (в части исчисления и порядка оплаты), включая определения таможенной стоимости товаров и транспортных средств.
Министерство финансов РФ выполняет следующие основные функции:
1. Разрабатывает и представляет в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам:
• организации и функционирования бюджетной системы РФ, определения основ бюджетного процесса;
• федерального бюджета на очередной финансовый год, порядка его исполнения в очередном финансовом году и отчетность о его исполнении;
• разграничения бюджетных полномочий между РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления;
• финансовых взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
• налоговой, валютной политики и политики в сфере таможенных платежей;
• регулирования деятельности субъектов и участников страхового рынка;
• эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий, РФ;
• управления государственным долгом и финансовыми активами РФ;
• регулирования в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;
• контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
2. Разрабатывает и утверждает:
• порядок составления и исполнения федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
• порядок ведения бюджетной росписи федерального бюджета;
• порядок составления и представления бюджетной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы;
• формы налоговых деклараций, расчетов по налогам, методические рекомендации и другие нормативно-правовые акты по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
• условия лицензирования, аттестации, деятельности и представления отчетности в отношении субъектов страхового дела;
• методологию эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий РФ;
• порядок организации и осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере и др.
3. Осуществляет:
• составление проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, обеспечение его исполнения;
• прогнозирование и кассовое планирование исполнения федерального бюджета;
• ведение учета операций по исполнению федерального бюджета, составление и представление в Правительство РФ отчетов об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
• экспертизу проектов Финансово-экономических обоснований к законопроектам и проектов заключений Правительства РФ по законопроектам, предусматривающим расходы, покрываемые за счет федерального бюджета;
• управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;
•функции эмитента государственных ценных бумаг РФ;
•координацию бюджетно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики;
• участие от имени Правительства РФ в деятельности Парижского клуба и других клубов и форумов, подписание от имени Правительства РФ многосторонних соглашений с должниками в рамках указанных клубов и форумов.
Основными департаментами Министерства Финансов РФ являются: департамент бюджетной политики, который составляет проект федерального бюджета и организует его исполнение; департамент отраслевого финансирования, осуществляющий финансирование промышленности, строительства и строительной индустрии, транспортных систем и связи, сельского хозяйства, пищевой промышленности и охраны природы; департамент оборонного комплекса и правоохранительных органов; департамент управления государственным внутренним и внешним долгом, определяющий эмиссию государственных внутренних и внешних займов, выплату по ним процентов и их погашение и др.