Защита экономических интересов государства и частного инвестора
Защита экономических интересов государства в инвестиционных отношениях обеспечивается прежде всего надлежащим уровнем регулирования инвестиций. В концепции регулирования иностранных инвестиций предопределены основные направления совершенствования российского инвестиционного законодательства. В данной статье создание закона об инвестициях на основе консолидации действующих нормативных актов об иностранных инвестициях и об инвестиционной деятельности рассматривается как основное направление развития российского законодательства с целью соответствия таких законов экономическим интересам государства.
Поставленная в инвестиционном законодательстве в начале экономических реформ задача привлечения инвестиций была основана на противопоставлении личных (частных) интересов интересам общества, на признании за государством права осуществлять инвестиции, на неограниченном вмешательстве государства в частноправовые отношения. Сложившееся сознание того, что все государственное должно иметь приоритет над частным, в какой-то мере объясняет, почему нормативные акты об инвестициях были разделены на акты, регулирующие иностранные инвестиции (им предоставлялась международно-правовая защита), и на акты об инвестиционной деятельности, действующие по существу только для сферы капитального строительства.
Меняющаяся в условиях рынка концепция правового регулирования ставит перед государством общую задачу защиты отечественных инвесторов от недобросовестной конкуренции иностранных предпринимателей в интересах развития экономики России. В этой связи защита частных интересов отечественных инвесторов приобрела значение защиты государственных экономических интересов. Отметим, что такое концептуальное видение проблем инвестиционного законодательства отвечает и общим началам теории права.
Частные, или гражданско-правовые, отношения в сфере инвестиционной деятельности в условиях рыночной экономики начинают играть основную роль в обеспечении защиты экономических интересов государства. Еще немецким юристом Р. Иерингом подмечено, что защита государственных интересов вовне зависит от того, насколько хорошо обеспечивается защита частных лиц в самом государстве <*>. В инвестиционных отношениях это проявляется особенно наглядно. В России, как показывает практика регулирования инвестиций, даже иностранным инвесторам, в связи с отсутствием должной защиты отечественных инвесторов, сложно защищать свои права. Приведем один из примеров защиты иностранной фирмой своих инвестиций в России.
В 1992 году иностранной фирмой был заключен с российским академическим институтом договор совместной деятельности, по которому фирма обязалась произвести реконструкцию зданий института. На основании заключенного договора институт обязался представить всю необходимую для этого документацию, включая разрешения на осуществление работ по реконструкции зданий; освободить подлежащие реконструкции и строительству строения и после завершения работ передать реконструированные здания фирме. Стороны договорились о том, что они несут расходы по строительству и реконструкции зданий института совместно. При этом согласно условиям договора участие института в расходах по строительству и реконструкции зданий выражалось в форме предоставления югославской фирме права пользования строением на условиях аренды в течение определенного срока после завершения работ по реконструкции и строительству. Доля института в расходах измерялась установленной в договоре арендной платой за пользование одним квадратным метром и сроком аренды. Договор также предусматривал, что в период аренды в случае возникновения обстоятельств, вынуждающих югославскую фирму расторгнуть договор, институт обязуется выплатить фирме общую сумму затрат на реконструкцию и строительство строений за вычетом арендной платы.