Санкционирование расходов бюджетов, их роль и значение
С 1 января 2009 г. для оплаты денежных обязательств бюджетные учреждения должны представлять в орган Федерального казначейства по месту их обслуживания Заявку на кассовый расход или Заявку на получение наличных денег .
Орган Федерального казначейства проверяет заявку на соответствие установленной форме.
Для подтверждения возникновения денежного обязательства получатель средств федерального бюджета представляет в орган Федерального казначейства вместе с заявкой указанные в ней государственный контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договор аренды и документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства.
Это требование не распространяется на санкционирование оплаты денежных обязательств, связанных с:
- обеспечением выполнения функций бюджетных учреждений;
-социальными выплатами населению;
-предоставлением бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными учреждениями;
-предоставлением субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам- производителям товаров, работ и услуг;
-предоставлением межбюджетных трансфертов;
- обслуживанием государственного долга;
- выполнением оперативно- розыскных мероприятий.
Разрешено представление документа- основания в электронном виде с применением электронной цифровой подписи.
Органы Федерального казначейства до 1 января 2010г. будут осуществлять санкционирование оплаты денежного обязательства получателя средств федерального бюджета по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг или договору аренды без проведения проверки на соответствие информации о денежном обязательстве сведениям о бюджетном обязательстве, из которого оно вытекает.
Именно для того, чтобы обеспечить соответствие объемов принятых бюджетным учреждением денежных обязательств, доведенным до него лимитом бюджетных обязательств методологией бюджетного учета, предусмотрено ведение учета санкционирования расходов.
Процедура санкционирования расходов является неотъемлемой частью казначейского исполнения бюджетов. Главным в этой процедуре является последовательное выполнение всех стадий в том порядке, как это установлено БК РФ.
Операции по исполнению бюджета в хронологической последовательности можно представить следующим образом:
- главные распорядители получают и доводят до нижестоящих распорядителей и подведомственных учреждений — получателей бюджетных средств (в том числе и самих себя — получателей средств) казначейское уведомление об объемах бюджетных ассигнований, ЛБО и объемах финансирования расходов; оформляет расходное расписание по каждому распорядителю и получателю и представляет их в Федеральное казначейство, где они проверяются;
- подведомственные бюджетные учреждения принимают на бюджетный учет полученные ЛБО;
- в пределах полученных ЛБО учреждения принимают на себя обязательства, объем которых также подлежит учету.
Главные распорядители доводят показатели бюджетной росписи и лимиты бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета до начала текущего финансового года.
На стадии санкционирования расходов, при постановке на учет принятых бюджетным учреждением обязательств, осуществляется предварительный контроль над обязательствами бюджетных учреждений. В соответствии с БК РФ бюджетные учреждения не должны принимать обязательства по договорам, оплата которых не предусмотрена в нормативных документах и превышает лимиты бюджетных обязательств. Таким образом, организация бюджетного учета санкционирования расходов позволяет самим бюджетным учреждениям осуществлять предварительный контроль своих расходов.
А казначейство в свою очередь без учета обязательств, принятых за счет средств федерального бюджета, не в состоянии проводить анализ исполнения бюджета, потому что не располагает необходимой информацией о предстоящих расходах по договорам бюджетополучателей на приобретение товаров и услуг.
Согласно Федеральному Закону от 20.08.04 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» с 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (в том числе местных и региональных) осуществляется Федеральным казначейством.
Получатели средств федерального бюджета вправе представлять в органы Федерального казначейства для санкционирования своего денежного обязательства как договор, так и государственный контракт.
Учет операций, связанных с санкционированием расходов бюджета ведется обособленно от учета фактически произведенных расходов. Сопоставление сумм осуществленных затрат и лимитов производится в регистрах аналитического учета.
Для ведения учета сумм лимитов бюджетных обязательств, принятых бюджетных обязательств, бюджетных ассигнований предназначен счет 050000000 «Санкционирование расходов бюджета».