Финансовая политика
Финансовая политика государства представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых государственными органами через звенья финансовой системы в целях финансового обеспечения экономического и социального развития, укрепления позиций государства на международной арене. Финансовая политика включает в себя разработку научно обоснованного развития финансов и их использования в качестве мощного инструмента воздействия на все стороны общественного организма. Будучи частью экономической политики
государства, она испытывает на себе господствующие в данном государстве и в данное время представления о путях дальнейшего развития экономики и
социальной сферы. В то же время она тесно связана с денежно-кредитной политикой, проводимыми государством мероприятиями по обузданию инфляции, развитию финансового рынка.
Финансовая политика включает в себя в качестве целевых установок достижение долгосрочных и текущих показателей, связанных с размером финансовых ресурсов, направлениями их использования, эффективным использованием финансового механизма.
Как и любая другая политика, финансовая политика есть результат деятельности специалистов в области финансов, т.е. она субъективна по своей форме, однако по содержанию она должна основываться на объективных законах. Именно это обстоятельство позволяет квалифицировать финансовую политику как хорошую, или наоборот, плохую, соответствующую или несоответствующую экономическим реалиям.
Научный подход к выработке финансовой политики означает глубокий и всесторонний анализ самой разнообразной информации, начиная с макроэкономических показателей и кончая демографической статистикой.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что популизм, характерный для современных демократий, разрушительно воздействует на финансовую систему, подрывая доверие общества к правительству, не способному выполнять взятые на себя обязательства. В конце XIX в. французский теоретик в области финансов Г. Жез высказал мысль, которая не потеряла своей актуальности и в настоящее время: «Опытом доказано, что законодательные собрания особенно в демографических странах относятся расточительно к народным деньгам. Они очень легко поддаются всяким гуманитарным побуждениям и подчиняются интересам выборной рекламы. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответствен».
При выработке финансовой политики важно учитывать конкретные условия, особенности как внутренней политики, так и международную обстановку, реальные возможности государства в финансировании непроизводственной сферы. Она должна быть направлена на поддержание экономического равновесия, ослабление циклических кризисов, сглаживание социальных антагонизмов. Большое влияние при этом должно уделяться определению рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства, а также доли участия населения в формировании финансовых ресурсов государства.
Не менее важно при формировании финансовой политики уделять внимание вопросам эффективности использования финансовых ресурсов посредством их распределения между отраслями и территориями, а также их концентрации на основных направлениях экономического и социального развития. Эта аксиома, что ни одно государство не может в полной мере удовлетворить потребности государства в целом и регионов в частности в финансовых ресурсах. Следовательно искусство управления этими ресурсами состоит в нахождении того оптимума в распределении, при котором в данный момент создана такая финансовая средам которая позволяет обеспечить воспроизводство всех институтов гражданского общества.