Финансы как фактор инфляции
Обесценивание денег, снижение их покупательной способности, как это ни покажется на первый взгляд парадоксальным, связано с деятельностью государства. Хотя никогда и ни одно правительство не ставят перед собой такой цели, скорее наоборот – подавление всегда провозглашается одной из главных целей государства.
Почему при социализме не было инфляции, вернее сказать, она была, однако се влияние на экономику и население было незначительным, во всяком случае, намного меньше, чем в западных странах, государствах третьего мира? Ответ на этот вопрос, во-первых, кроется в том, что социалистические страны старались жить по средствам. Во-вторых, в них практически отсутствовал финансовый рынок. Последний, как известно, включает в себя не только денежный, но и фондовый (ценных бумаг) рынок. Все эти квази-деньги приводят к чрезмерному увеличению финансового капитала, рыночная стоимость которого значительно превышает по объему действительный капитал. Причем, как показывает мировой опыт, разрыв этот имеет тенденцию к увеличению, поскольку на рынок выбрасываются огромные массы корпоративных и государственных ценных бумаг. Неизбежным следствием этого является рост денежной массы, не обеспеченной товарами. В результате денежная система все более отрывается от потребностей производства, а кредитные деньги, эмитируемые банковской системой, обесцениваются.
Финансы воздействуют на инфляцию по двум направлениям. С одной стороны, они стимулируют инфляцию, а с другой – являются тем мощным рычагом в руках правительства, с помощью которого становится возможным, если не полностью подавить инфляцию, то во всяком случае значительно уменьшить ее отрицательные последствия.
Финансы усиливают инфляцию и могут быть ее первопричиной в связи с ростом государственных расходов, которые в основной своей массе являются непроизводительными. Содержание вооруженных сил, правоохранительных органов, аппарата управления, поддержка нерентабельных производств ничего не добавляют к национальному богатству. А именно эти расходы приводят к дефициту бюджета, государственному долгу, расстройству финансовой системы. Выход из такой ситуации заключается в займах на внутреннем и внешнем финансовых рынках, эмиссии кредитных денег. Современные государства являются потребителями, так называемого «общественного товара» и тем самым создают специфический платежеспособный спрос. Нередко цены на них значительно завышены, например, в США средние цены на товары, поставляемые казне, в два раза выше остальных цен. Военные расходы стимулируют инфляцию еще и потому, что происходит сокращение товарного рынка вследствие того, что сырье, материалы уходят на производство военной техники и вооружений.
Особенно надо отмстить стимулирующее инфляцию государственное дотирование отдельных товаропроизводителей. Последние, даже испытывая серьезные проблемы со своей выживаемостью, не прибегают к снижению цен, а скорее идут на сокращение производства. Увеличение производства при этом приводит к дополнительным государственным расходам. В бывшем СССР дотирование превратилось в изматывающую государственный бюджет государственную повинность.
Несбалансированность бюджетов приводит к образованию и росту государственного долга. Обслуживание последнего, выражающееся в выплате процентов и погашения основной суммы долга, приводит к еще одному направлению непроизводительных государственных расходов.