Связь бюджетного учета с программно- целевым планированием и бюджетированием, ориентированным на результат

В целях повышения эффективности функционирования бюджетной сферы Правительством РФ были разработаны Принципы реструктуризации бюджетного сектора в Российской Федерации, где обозначены основные направления реформирования бюджетного сектора:

1. Оптимизация действующей сети получателей бюджетных средств.

2. Уточнение правового статуса и реорганизация бюджетных учреждений.

3. Переход к новым формам финансового обеспечения предоставления государственных (муниципальных) услуг.

4. Внедрение методов формирования бюджета, ориентированного на результат. То есть выполнение одного из принципов бюджетной системы Российской Федерации эффективности и экономности использования бюджетных средств (статья 34 БК РФ). Он означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Выполнение этих задач невозможно без реформы бюджетного учета.

Реформирование в первую очередь направлено на выполнение требований Бюджетного Кодекса и Бюджетного послания Президента РФ. К ним относятся:

- принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств, упомянутый выше (статья 34 БК РФ);

- интеграция Плана счетов с бюджетной классификацией (Бюджетное послание Президента РФ);

- объединение учета кассовых операций по исполнению бюджета и учета в бюджетных учреждениях по методу начислений (Бюджетное послание Президента РФ);

- предписание статьи 240 БК РФ - все доходы бюджета, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином Плане счетов.

В основу бюджетной реформы положены принципы управления по результатам:

1. среднесрочное финансовое планирование ( 3 года );

2. реорганизация бюджетных учреждений, то есть формирование бюджетной сети в соответствии с задачами в новых условиях;

3. новой формы бюджетного финансирования;

4. бюджетирование по целям и результатам ( бюджетно-целевое планирование, как предоставление средств под определенную программу, для достижения определенных результатов);

5. учет и отчетность по международным стандартам.

Ядро новой организации бюджетного процесса- бюджетирование, ориентированное на финансовый результаты в рамках среднесрочного финансового планирования.

Одно из направлений бюджетной реформы- переход от сметного планирования к программно- целевому.

Бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:

- оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

- перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

- трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления;

- командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

Согласно БК РФ финансирование бюджетных учреждений производится по утвержденным сметам. Смета представляет документированный план поступления и расходования денежных средств на финансирование затрат обычной деятельности организаций. Отсюда порядок планирования и финансирования расходов бюджетных учреждений называется сметным. Показатели смет находят отражение в бюджетном бухгалтерском учете, по ним бухгалтерия учреждения контролирует целевое и нормативное использование бюджетных средств.

Смета является частью финансовых планов и по форме представляет собой особый вид плана, определяющего объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, отпускаемых на содержание бюджетных учреждений и осуществление централизованных мероприятий в течение бюджетного года. Сметы бюджетных учреждений, не имеющих других доходов кроме бюджетного финансирования, предусматривают только расходы, тем самым, выражая односторонний характер их отношений с бюджетом.

Сметное планирование осуществляется по видам расходов, определяемых статьями бюджетной классификации (заработная плата, хозяйственные расходы; расходы на питание; приобретение медикаментов и перевязочных средств и др.). Планирование и финансирование предполагает экономное и целесообразное расходование бюджетных средств.

В соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса дальнейшее развитие планирования бюджетных расходов предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Перейти на страницу: 1 2 3