Социально-экономическое значение финансирования организаций социальной сферы
Расходы на оборону вытекают из функций государства. Общий размер и уровень расходов на оборону зависит от различных внутренних и внешних факторов: международной обстановки; протяженности и характера границ, обусловленных размерами территории страны; современного развития военного дела и состояния технического оснащения армии и флота; экономических возможностей страны.
Расходы на оборону хотя и являются необходимыми, носят непроизводительный характер, а потому государство стремится создать путем проведения миролюбивой внешней политики такие условия, при которых появляется возможность сокращать военные расходы.
В 2008 году на реализацию инвестиционных проектов социального комплекса будут направлены капитальные вложения в размере 176,1 млрд. рублей, или 30,6% средств, предусмотренных федеральной адресной инвестиционной программой, что на 6,3 млрд. рублей меньше, чем в 2007 году. Сокращение объемов государственных капитальных вложений связано с тем, что согласно новой бюджетной политике в рамках внепрограммной части ФАИП будут в основном финансироваться переходящие объекты региональной и муниципальной собственности, а софинансирование вновь начинаемых объектов в субъектах Российской Федерации будет осуществляться за счет средств Федерального фонда софинансирования расходов.
В 2009 году на эти цели планируется направить средства в размере 158,1 млрд. рублей (28,2% от общего объема средств), в 2010 году – 153,9 млрд. рублей (39,2%).
В рамках социального комплекса финансируются мероприятия по обеспечению жильем населения, модернизации коммунальной инфраструктуры, развитию здравоохранения, образования, сохранению культурного наследия.
Среди важнейших объектов социального комплекса следует отметить:
- Центральный научно-исследовательский рентгенорадиологический институт и НИИ кардиологии имени Алмазова в Санкт-Петербурге, объекты Российской академии медицинских наук;
- реконструкцию Большого и Малого театров, МХАТ имени Чехова, строительство 2-ой сцены Мариинского театра в Санкт- Петербурге;
- строительство IV Гуманитарного корпуса МГУ.
Также в 2008–2010 годах будет продолжено строительство линий метрополитенов в 11 городах.
Огромную роль расходы бюджетов всех уровней играют в решении социальных проблем, которые принимали наиболее радикальные формы в нашей стране, а во времена перехода к рынку вновь обострились. Повышению роли расходов бюджетов в социальных процессах способствует кардинальное изменение бюджетного механизма финансирования учреждений социальной сферы. Известно, что за счет бюджетных средств финансируются многие необходимые отрасли социального обслуживания населения – просвещение, здравоохранение, социальное обеспечение. Растущие социально-культурные потребности граждан призвано необходимым обеспечивать даже за счет дефицитного финансирования, ведь с ростом числа функций, которые берет на себя государство, растут и государственные расходы. Общепринятым является факт, что в перспективе роль федерального бюджета в социальных процессах будет усиливаться. Это объясняется тем, что именно средства бюджета (в совокупности с внебюджетными фондами) являются финансовой базой осуществления социальных преобразований, перехода на качественно новый, более высокий уровень социального обслуживания населения.
В непроизводственной сфере бюджетное финансирование должно шире использоваться, с одной стороны, для поддержания достигнутого уровня социально-культурного обслуживания населения, а с другой - для достижения оптимальной структуры отраслей с учетом социальных приоритетов.