Обращение корпоративных облигаций на вторичном рынке
Независимо от того, как создается вторичный рынок, и в какой торговой системе (или вне торговых систем) происходит обращение облигаций, для поддержания ликвидности необходимо наличие одного или нескольких маркет-мейкеров. Маркет-мейкеры выставляют двусторонние котировки на покупку-продажу ценных бумаг и осуществляют операции с ними. При этом маркет-мейкеры следят за тем, чтобы разница котировок на покупку и продажу не превышала определенный величины - допустимого спрэда.
Деятельность маркет-мейкера по операциям с ценными бумагами, ликвидность которых он поддерживает, требует наличие средств для осуществления операций и поддержания котировок. Поэтому эмитент, заинтересованный в наличии ликвидного рынка своих облигаций, должен сформировать фонд поддержания ликвидности, средства которого поступают в распоряжение маркет-мейкеров. Размер такого фонда может быть определен опытным путем в ходе торгов. По мнению специалистов размер такого фонда должен составлять порядка 3-4% от общего объема размещенных облигаций, причем в дальнейшем эта величина может быть снижена до 1-2%.
Для поддержания вторичного рынка предприятие должно осуществлять программы по взаимосвязям с инвесторами. Чем больше новостей от эмитента имеют инвесторы, вне зависимости от того, как их оценивает рынок (негативные они или позитивные), тем активнее рынок. Более того, именно поток таких новостей и обеспечивает апериодическое изменение такого качественного параметра фондового рынка как «волатильность» (изменчивость), что привлекает на рынок спекулянтов и число участников торговых операций растет. Это, в свою очередь, еще больше увеличивает ликвидность рынка.
Работа с облигационными займами - это длительный процесс. И формирование имиджа хорошего заемщика с публичной кредитной историей может стать ценным нематериальным активом предприятия, за счет которого предприятие в дальнейшем сможет значительно снизить стоимость заемных средств. При этом самый высокий имидж (и самая низкая процентная ставка) будет у тех предприятий, которые вышли на рынок облигационных заимствований первыми.
Вторичный рынок корпоративных облигаций в основном осуществляется на биржах.
Рассмотрим возможности обращения корпоративных облигаций на биржевом рынке, а именно на ММВБ и МФБ.
В общем виде ценные бумаги, допущенные к обращению на бирже, состоят: из ценных бумаг, прошедших процедуру листинга и включенных в котировальные листы 1-го или 2-го уровня; из ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже без включения в котировальные листы биржи (внесписочные ценные бумаги); из ценных бумаг, допущенных к размещению на бирже.
Включению ценных бумаг в котировальные листы биржи предшествует процедура листинга, которая устанавливает жесткие требования к эмитенту, к его облигациям и др. (см. таблицу 2).
Таблица 2: Требования предъявляемые при прохождении листинга.
Параметры |
Котировальный лист 1-го уровня |
Котировальный лист 2-го уровня | ||
ММВБ |
МФБ |
ММВБ |
МФБ | |
Чистые активы эмитента |
Не менее 3 млрд руб. |
Не менее 20 млн евро |
Не менее 50 млн руб. |
Не менее 2 млн евро |
Срок осуществления деятельности эмитентом, лет |
Не менее 3 |
Не менее 3 |
Не менее 1 |
Не менее 1 |
Количество акционеров или участников общества, чел. |
Не менее 1000 |
Не менее 1000 |
Не менее 500 |
Не менее 500 |
Безубыточность баланса |
В течение любых 2 из 3 лет, предшествующих подаче заявления на листинг |
- |
- |
- |
Наличие маркет-мейкеров, чел. |
Не менее 3 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Не менее 2 |
Объем эмиссии корпоративных ценных бумаг, млн руб. |
Не менее 200 |
- |
- |
- |
Средний объем продаж за месяц по итогам отчетного квартала |
Не менее 1,5 млн. руб. |
Не менее 50 тыс. евро* |
Не менее 300 тыс. руб. |
Не менее 10 тыс. евро* |