Заключение

В настоящее время все существующие системы здравоохранения можно описать с помощью трех основных экономических моделей.

платная медицина, основанная на рыночных принципах с использованием частного медицинского страхования;

государственная медицина с бюджетной системой финансирования;

система здравоохранения, основанная на принципах социального страхования и регулирования рынка с многоканальной системой финансирования.

Систему здравоохранения начали реформировать одной из первых. Попытка перехода к страховой медицине в России датируется 1992-1993 годами, одновременно с либерализацией цен и приватизацией. Существенного повышения эффективности работы данной отрасли не произошло; спустя десять лет можно констатировать, что реформирование прошло не удачно.

В России создана система обязательного медицинского страхования по модели, близкой к той, которая идёт от германской реформы 80-х годов ХIX века, а основным направлением реформирования предлагается считать необходимость трансформировать механизмы реализации принципа солидарности в организации медицинского страхования.

Переход к децентрализованной схеме финансирования лечебно-профилактических учреждений не удался. Произошел возврат к бюджетной модели финансирования. Эта модель используется на территории России в настоящее время.

В бюджетной медицине стоимость услуг приравнивается к какому-либо нормативному показателю (показателям). В отечественном здравоохранении таким показателем - ключевой рутиной финансового планирования, является койко-место в лечебно-профилактическом учреждении, или количество человек в районе обслуживания. На основе данных показателей рассчитывается стоимость содержания бюджетной сети здравоохранения, к которой привязывается и количество врачей, и стоимость медикаментов, другие статьи затрат. Такая система расчета стоимости услуг не допускает точной оценки стоимости платных медицинских услуг, исключает среднесрочное и долгосрочное финансовое планирование.

В мировой практике главной формой прямой оплаты медицинских услуг из личных средств являются формальные соплатежи населения. Необходимо отметить высокую медико-экономическую результативность этой системы финансирования.

Дополнительным источником поступления средств на содержание учреждений здравоохранения является деятельность по оказанию платных услуг населению. В условиях хронического недофинансирования отрасли, платные медицинские услуги являются значительным, едва ли не единственным источником покрытия убытков учреждений здравоохранения, и позволяют обеспечивать развитие материально-технической базы необходимой для обеспечения оказания качественных медицинских услуг. Платные услуги расширяют возможности оказания тех услуг, которые бюджетные учреждения не могут предоставить за счет бюджетного финансирования, и в этой роли они способны повышать качество и эффективность оказываемой медицинской помощи в целом.

Платные медицинские услуги, предоставляемые медицинскими учреждениями города Брянска, подразделяются на группы: профилактическая, лечебно-диагностическая, реабилитационная, протезно-ортопедическая и зубопротезная помощь, проведение медосмотров и экспертиз.

Анализ структуры доходов муниципальных учреждений указывает, на то, что доходы муниципальных учреждений здравоохранения по приносящей доход деятельности имеют тенденцию к росту, по отношению к общим доходам учреждения. Удельный вес доходов от платных медицинских услуг в общем объеме доходов учреждений возрос с 38,8 процента в 2006 году до 56,3 процента в 2008 году.

Анализ тенденций рынка показывает, что с одной стороны в городе Брянске наблюдается дефицит качественных предложений высокотехнологичной квалифицированной медицинской помощи, с другой стороны потребность в данных услугах не удовлетворяется, т.к. у учреждений не хватает средств, чтобы закупать и обслуживать дорогостоящую аппаратуру. Средства, выделяемые из бюджета и фонда обязательного медицинского страхования предназначены, в первую очередь, для выплаты заработной платы работникам и отчислений на социальные нужды. Их явно недостаточно для развития материально-технической базы учреждений здравоохранения, финансирования долгосрочных программ развития высокотехнологичной квалифицированной медицинской помощи.

Для повышения доходов от платных медицинских услуг, оказываемых в сфере муниципального здравоохранения города Брянска, в результате проведенного исследования выявлены следующие потенциальные возможности:

введение качественных дополнительных высокотехнологичных услуг для обеспечения потребности города;

изменение расчетных стоимостей медицинских услуг с учетом более высоких показателей рентабельности;

введение расчетов на тарифы путем получения себестоимости любого набора простых услуг, определив однажды себестоимость всех детализированных услуг.

Дополнительные высокотехнологичные услуги потребуют значительных затрат и чтобы не снизить объем потребления услуг и избежать социальных проблем необходимо нивелировать затраты населения. Для этого идеально подходит система формальных соплатежей населения, т.е. установленная законом оплата части стоимости посещения врача, госпитализации и лечение. При этом основная часть затрат покрывается из государственных средств, а пациент доплачивает определенную сумму. Часть затрат на оказание медицинских услуг, как один из видов соплатежей, могут оплачиваться за счет предприятий города и области.

Перейти на страницу: 1 2