Анализ рентабельности деятельности предприятия

Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности использования производственных ресурсов предприятия.

Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов.

В зависимости от задач анализа рассчитывают следующие труппы показателей рентабельности:

- рентабельность и доходность реализованной продукции;

- рентабельность капитала (имущества);

- рентабельность средств (источников) предприятия;

- рентабельность производственных ресурсов.

Анализ рентабельности и доходности реализованной продукции.

Степень выгодности для предприятия продукции характеризует показатель ее рентабельности. Этот показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.

Чтобы определить рентабельность конкретного вида продукции, необходимо предварительно определить сумму прибыли по этой продукции. Для этого из цены продажи этого вида продукции необходимо исключить сумму НДС и акцизов и вычесть ее полную себестоимость. Отношение полученной суммы прибыли к полной себестоимости покажет уровень рентабельности конкретного продукции. Анализ рентабельности продукции проводится сравнением показателей отчетного года с предыдущим годом и планом.

Рентабельность всей реализованной продукции зависит от уровня рентабельности отдельных видов продукции и их удельного веса в общем объеме реализованной продукции.

Для анализа влияния рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности всей реализованной продукции рекомендуются таблицы 50 и 51.

Таблица 50

Исходные данные для анализа влияния рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности всей реализованной продукции

Виды продукции

Кол-во реализованной продукции, ед.

Цена (без НДС и акцизов), р./ед.

Полная себестоимость единицы продукции, р./ед.

Прибыль от реализации единицы продукции, р./ед.

преды-дущий год

отчетный год

преды- дущийгод

отчетный год

преды- дущий год

отчетный год

преды- дущий год

отчетный год

Таблица 51

Расчет факторов, влияющих на рентабельность всей реализованной продукции

Виды продукции

Рентабельность продукции, %

Изменение рентабельности

Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. р.

Удельный вес продукции в полной себестоимости всей реали-юванной продукции, %

Изменение удельного веса (+,-)

предыдущий год

отчетный год

предыдущий год

отчетный год

преды-дущий год

отчетный год

А

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого по всей реализованной продукции

100,0

100,0

На основании данных табл. 50 проводится также анализ влияния доходности отдельных видов продукции на изменение доходности всей реализованной продукции. Для анализа составляется аналитическая таблица по форме, аналогичной табл. 51. Только в гр. 4 и 5 дается объем реализованной продукции в стоимостном выражении, а в гр. 6 и 7 удельный вес отдельных видов продукции, рассчитанный в объеме всей реализованной продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3