Анализ рентабельности деятельности предприятия
Общей оценкой эффективности работы предприятия в рыночных условиях служат показатели рентабельности и интенсивности использования производственных ресурсов предприятия.
Показатели рентабельности являются относительными показателями и определяются как отношение прибыли к стоимости используемых предприятием ресурсов.
В зависимости от задач анализа рассчитывают следующие труппы показателей рентабельности:
- рентабельность и доходность реализованной продукции;
- рентабельность капитала (имущества);
- рентабельность средств (источников) предприятия;
- рентабельность производственных ресурсов.
Анализ рентабельности и доходности реализованной продукции.
Степень выгодности для предприятия продукции характеризует показатель ее рентабельности. Этот показатель исчисляется как отношение прибыли от реализации продукции к полной ее себестоимости.
Чтобы определить рентабельность конкретного вида продукции, необходимо предварительно определить сумму прибыли по этой продукции. Для этого из цены продажи этого вида продукции необходимо исключить сумму НДС и акцизов и вычесть ее полную себестоимость. Отношение полученной суммы прибыли к полной себестоимости покажет уровень рентабельности конкретного продукции. Анализ рентабельности продукции проводится сравнением показателей отчетного года с предыдущим годом и планом.
Рентабельность всей реализованной продукции зависит от уровня рентабельности отдельных видов продукции и их удельного веса в общем объеме реализованной продукции.
Для анализа влияния рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности всей реализованной продукции рекомендуются таблицы 50 и 51.
Таблица 50
Исходные данные для анализа влияния рентабельности отдельных видов продукции на изменение рентабельности всей реализованной продукции
Виды продукции |
Кол-во реализованной продукции, ед. |
Цена (без НДС и акцизов), р./ед. |
Полная себестоимость единицы продукции, р./ед. |
Прибыль от реализации единицы продукции, р./ед. | |||||
преды-дущий год |
отчетный год |
преды- дущийгод |
отчетный год |
преды- дущий год |
отчетный год |
преды- дущий год |
отчетный год | ||
Таблица 51
Расчет факторов, влияющих на рентабельность всей реализованной продукции
Виды продукции |
Рентабельность продукции, % |
Изменение рентабельности |
Полная себестоимость реализованной продукции, тыс. р. |
Удельный вес продукции в полной себестоимости всей реали-юванной продукции, % |
Изменение удельного веса (+,-) | |||
предыдущий год |
отчетный год |
предыдущий год |
отчетный год |
преды-дущий год |
отчетный год | |||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Итого по всей реализованной продукции |
100,0 |
100,0 |
На основании данных табл. 50 проводится также анализ влияния доходности отдельных видов продукции на изменение доходности всей реализованной продукции. Для анализа составляется аналитическая таблица по форме, аналогичной табл. 51. Только в гр. 4 и 5 дается объем реализованной продукции в стоимостном выражении, а в гр. 6 и 7 удельный вес отдельных видов продукции, рассчитанный в объеме всей реализованной продукции.