Возможности повышения доходов учреждений здравоохранения за счет повышения эффективности и расширения инфраструктуры платных медицинских услуг
Для расчета тарифов на медицинские услуги для муниципальных учреждений здравоохранения необходима рентабельность не менее 20–25 процентов, которая определяется отношением прибыли к себестоимости.
Для повышения доходов от платных услуг, оказываемых в сфере муниципального здравоохранения города Брянска, существуют несколько потенциальных возможностей:
введение качественных дополнительных высокотехнологичных услуг для обеспечения потребности города;
изменение расчетных стоимостей медицинских услуг с учетом более высоких показателей рентабельности;
введение расчетов на тарифы путем получения себестоимости любого набора простых услуг, определив однажды себестоимость всех детализированных услуг.
Детализированный расчет услуг позволяет быстро реагировать на изменение затрат (например, в связи с инфляцией, ростом окладов, применением новых видов медикаментов и другими факторами). Информационную базу дает анализ, как по части эффективности использования трудовых и материальных ресурсов, так и по части эффективности организации самого процесса.
Рассмотрим данные возможности подробно. Дополнительные высокотехнологичные услуги требуют значительных затрат, но резкое повышение цены продажи услуг вызовет снижение потребления услуг и социальные проблемы. Поэтому необходимо нивелировать затраты населения. Для этого идеально подходит система формальных соплатежей населения, то есть установленная законом оплата части стоимости посещения врача, госпитализации и лечение. Основная часть затрат покрывается из государственных средств, а пациент доплачивает определенную сумму.
Иными словами, соплатеж – это форма соучастия государства и населения в покрытии расходов на медицинскую помощь. Соплатеж делается в момент потребления медицинской помощи. Этим он отличается от других форм соучастия населения в покрытии расходов на услуги – страхового взноса самих застрахованных в фонды обязательного медицинского страхования, а также приобретения полисов добровольного медицинского страхования. Последние представляют собой соплатежи страхового взноса на медицинское страхование (в дополнение к взносам работодателя и государства). Часть затрат на оказание медицинских услуг, как один из видов соплатежей, могут оплачиваться за счет предприятий города и области.
Только в системе интегрированных потоков средств из разных источников платежи населения могут стать объектом сильного управляющего воздействия в соответствии с приоритетами политики здравоохранения. Целесообразно взять курс на постепенное сокращение объема платных медицинских услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, замену их формальными соплатежами населения - как относительно более справедливой и рациональной формой платежей за медицинскую помощь из личных средств.