Анализ качества продукции
Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Для анализа качества продукции используются показатели удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме вырабатываемой продукции предприятия в действующих ценах, удельного веса экспортной продукции в общем объеме продукции и коэффициента сортности продукции для оценки качества потребительских товаров.
Для оценки и анализа динамики показателей качества продукции предприятия рекомендуется таблица 22.
Таблица 22
Анализ показателей качества продукции
Показатели |
№ стр. |
Преды-дущий год |
Отчетный год |
Откл. (+,-) |
Темп роста, % |
Объем продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов), тыс. р. в т. ч. объем сертифицированной продукции Удельный вес сертифицированной 03 продукции, % (стр. 02 : стр. 01 ´ 100) Объем экспортной продукции в действующий ценах предприятий, тыс. р. Удельный вес экспортной продукции в объеме продукции всей, % (стр. 04 : 05 тыс. р. 01 ´ 100) |
При необходимости в табл. 22, 23 можно ввести плановые показатели, что расширит анализ исследуемого вопроса, с точки зрения достижения запланированного уровня качества вырабатываемой продукции.
Коэффициент сортности продукции можно определить двумя способами:
а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству продукции;
б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта. Для этого рекомендуется таблица 23
Таблица 23
Анализ качества продукции
Сорт продукции |
Цена за единицу, р. |
Выпуск продукции, кол-во |
Стоимость выпуска, тыс. р. | ||||
предыдущий год |
отчетный год |
предыдущий год |
отчетный год |
по цене I сорта | |||
предыдущий год |
Отчетный год | ||||||
I II III | |||||||
Итого |
Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема продукции, снижению прибыли и рентабельности. Все случаи брака должны подвергаться тщательному изучению с целью их устранения.