Анализ качества продукции

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Для анализа качества продукции используются показатели удельного веса сертифицированной продукции в общем объеме вырабатываемой продукции предприятия в действующих ценах, удельного веса экспортной продукции в общем объеме продукции и коэффициента сортности продукции для оценки качества потребительских товаров.

Для оценки и анализа динамики показателей качества продукции предприятия рекомендуется таблица 22.

Таблица 22

Анализ показателей качества продукции

Показатели

№ стр.

Преды-дущий год

Отчетный год

Откл. (+,-)

Темп роста, %

Объем продукции в действующих ценах (без НДС и акцизов), тыс. р.

в т. ч. объем сертифицированной продукции

Удельный вес сертифицированной 03 продукции, % (стр. 02 : стр. 01 ´ 100) Объем экспортной продукции в действующий ценах предприятий, тыс. р.

Удельный вес экспортной продукции в объеме продукции всей, % (стр. 04 : 05 тыс. р. 01 ´ 100)

При необходимости в табл. 22, 23 можно ввести плановые показатели, что расширит анализ исследуемого вопроса, с точки зрения достижения запланированного уровня качества вырабатываемой продукции.

Коэффициент сортности продукции можно определить двумя способами:

а) отношением количества продукции I сорта к общему количеству продукции;

б) отношением стоимости продукции всех сортов к возможной стоимости продукции по цене I сорта. Для этого рекомендуется таблица 23

Таблица 23

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за единицу, р.

Выпуск продукции, кол-во

Стоимость выпуска, тыс. р.

предыдущий год

отчетный год

предыдущий год

отчетный год

по цене I сорта

предыдущий год

Отчетный год

I

II

III

Итого

Косвенным показателем качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема продукции, снижению прибыли и рентабельности. Все случаи брака должны подвергаться тщательному изучению с целью их устранения.