Задачи анализа деятельности предприятия
Многие смежные вопросы деятельности предприятия исследуются несколькими отделами заводоуправления. Например, организацию труда и использование рабочей силы анализируют производственно-технический и планово-экономический отделы, отдел кадров; уровень себестоимости - бухгалтерия, планово-экономический и технологический отделы и т. д. В условиях рынка особо возрастает роль маркетинговой службы, которая изучает внешнюю среду функционирования предприятия, рынков сырья и сбыта готовой продукции, ее конкурентоспособности, спроса и предложения, формирования ценовой политики и т. д. Поэтому маркетинговая служба должна участвовать практически в анализе всех вопросов деятельности предприятия.
Возглавляет аналитическую работу на предприятии экономическая служба, которая вместе с остальными отделами заводоуправления составляет программу и график анализа деятельности предприятия.
В программе необходимо четко определить круг анализируемых вопросов каждым отделом заводоуправления, указать ответственных лиц и сроки исполнения. Круг анализируемых вопросов должен охватить все стороны деятельности предприятия. Эта программа может использоваться длительное время (годы). Она должна постоянно совершенствоваться и дополняться с учетом конкретных условий работы предприятия. Программу и график утверждает руководитель предприятия.
Все отделы заводоуправления в установленные сроки предоставляют экономической службе справки по результатам анализа. Она обобщает их в сводной справке и передает на рассмотрение руководству предприятия. Результаты анализа деятельности предприятия обсуждаются на заседании Совета предприятия и отражаются в приказе по предприятию. В констатирующей части приказа делаются выводы по результатам анализа деятельности, а в постановляющей - намечаются мероприятия по устранению выявленных недостатков и использованию вскрытых резервов. По каждому мероприятию указывают также конкретных исполнителей и сроки его выполнения. Контроль за исполнением приказа возлагается на экономическую службу. Результаты анализа деятельности предприятия должны доводиться до сведения коллектива предприятия, т. е. обсуждаться на общих собраниях работников предприятия или акционеров, что поможет успешнее внедрять рекомендуемые мероприятия, более полно выявлять имеющиеся резервы и недостатки в работе предприятия.
Кроме открытого анализа в условиях рыночной экономики проводится анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с использованием закрытых для широкой общественности источников информации. Этот анализ проводится для внутреннего использования высшим руководством предприятия и носит засекреченный характер.
1.5 Виды и этапы анализа деятельности предприятия
По кругу исследуемых вопросов анализ хозяйственно-финансовой деятельности подразделяют на полный и тематический. При полном анализе исследуются все стороны деятельности предприятия без исключения. При тематическом анализе изучаются только отдельные стороны или показатели работы предприятия: использование оборудования или рабочей силы, расходование фонда заработной платы или уровень себестоимости вырабатываемой продукции, использование электроэнергии или материалов, финансовое состояние предприятия или размер получаемой прибыли и т.д.