Метод и технические приемы анализа деятельности предприятия
Метод анализа - это способ познания и изучения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. Он должен отвечать следующим двум основным требованиям:
- каждое отдельно взятое явление (показатель) следует рассматривать и изучать во взаимосвязи и единстве с другими, участвующими в едином процессе. Например, при обособленном изучении показателя прибыли без увязки с другими показателями его вообще нельзя проанализировать. Можно только определить степень выполнения плана по прибыли, т. е. констатировать сам факт. Если же рассматривать показатель прибыли в совокупности с объемом реализации, уровнем себестоимости продукции, ее ассортиментом, суммой полученных и уплаченных штрафов и другими явлениями, то можно выявить все факторы и причины, положительно или отрицательно повлиявшие на размер полученной прибыли, и разработать соответствующие мероприятия. Вышесказанное относится к любому показателю, характеризующему деятельность предприятия;
- все явления (показатели) должны рассматриваться в движении, развитии. Например, если рассматривать размер полученной прибыли только за отчетный период, то нельзя определить, повысилась или снизилась эффективность работы предприятия. Сопоставление размера прибыли отчетного периода с предшествующими периодами позволит выявить стихийные изменения эффективности работы предприятия, определить причины этих изменений и наметить соответствующие мероприятия на будущее. Следовательно, деятельность предприятия рассматривается в прошлом, настоящем и будущем.
Технические приемы анализа деятельности предприятия - это совокупность способов, применяемых для обработки и использования имеющейся информации о всесторонней деятельности предприятия. К ним относятся сравнение, группировка, расчленение, цепная подстановка, балансовая увязка, индексы, коэффициенты, средние величины, составление аналитических таблиц, графиков, диаграмм и т. д. Все технические приемы анализа являются статистическими приемами обработки показателей и подробно излагаются в курсе “Статистика”. Поэтому нет необходимости их подробного рассмотрения в данном конспекте лекций. Здесь же рассмотрим только самые важные приемы, используемые практически при анализе любого вопроса.
Сравнение. Истина гласит: “Все познается в сравнении”. Исходя из конкретных задач анализа, отчетные данные сравнивают: с плановыми - в целях контроля за выполнением планов и оценки деятельности предприятия; с данными предшествующего периода или соответствующего периода прошлого года - в целях определения темпов развития (например, темпов роста производства, роста производительности труда и т. д.), исследования закономерностей и тенденций в развитии предприятия, хода устранения недостатков, выявленных в предшествующем периоде; с показателями лучших передовых коллективов внутри предприятия и за его пределами для определения занимаемого места, выявления и распространения передового опыта; с показателями конкурентов для определения конкурентоспособности своего предприятия по определенным вопросам и т. д. Результаты сравнения выражают в процентах (процент выполнения плана, темп роста и т. п.), а также в отклонениях, обозначаемых знаками “плюс” (+) или “минус” (-). При этом следует иметь в виду, что не всегда величина отклонения со знаком “+” является положительным результатом, а “-“ - отрицательным. Например:
План |
Факт |
Откл. (+, -) |
Примечание | |
Выпуск продукции, тыс. р |
18000 |
17840 |
-160 |
Факт отрицательный |
Себестоимость продукции, тыс. р |
17640 |
17620 |
-20 |
Факт положительный |
При сравнении тех или иных показателей необходимо всегда убеждаться в их сопоставимости. Нельзя сопоставлять показатели, имеющие различные единицы измерения, за неадекватные периоды и т. д. Например, несравним объем заготовок овощей в 3-ем и 4-ом кварталах.