Введение

Состояние здоровья населения – весьма точный индикатор социально – экономического развития страны в целом. В России в последнее десятилетие постоянно фиксируют отрицательные значения по таким важнейшим показателям, как уровень рождаемости, обеспеченность медицинской помощью, продолжительность жизни. В последние пять лет ВВП в России растет, появилось реальное оживление в экономике. Сложилась благоприятная международная рыночная конъюнктура для отечественного экспорта. Увеличивается объем федерального бюджета. Однако, несмотря на это, для миллионов российских пациентов реальное звучание приобрел трагический вопрос: смогут ли они не только выздороветь, но и выжить?

С каждым годом россиян становится почти на один миллион меньше. Несмотря на вроде бы улучшающуюся жизнь и постоянный приток иммигрантов, ежегодно мы теряем более двух миллионов человек, из которых около 600 тысяч – граждане трудоспособного возраста.[21]

У государства значительно сократились возможности для бесплатной медицинской помощи населению. Число больниц и поликлиник в стране всего за семь последних лет сократилось почти на две тысячи, или на 15 процентов.

К тому же сама система государственного финансирования здравоохранения за счёт средств обязательного медицинского страхования и бюджетов всех уровней весьма запутанна и неупорядочена. Сохраняется принцип финансирования больниц и поликлиник в зависимости от объёмных показателей (количества коек, врачебного персонала и т. д.) без учёта качества реальной работы, то есть качества лечения. Поэтому у врачей нет материальных стимулов, осваивать новые методы лечения, учиться, внедрять прогрессивное оборудование. Прогрессивно увеличиваются бюджетные расходы на содержание медицинских чиновников. Число медицинских руководителей за семь последних лет возросло на 27 процентов.

Если принять финансирование здравоохранения сопоставимым с таковым в странах Восточной Европы и Балтии (не менее 6% ВВП), то в 2007 году недофинансирование отрасли составило около 30% потребности.

В условиях резко ограниченных финансовых возможностей субъектов РФ увеличение финансирования отрасли возможно только за счет федерального бюджета и предоставления платных медицинских услуг населению (дополнительных к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи) лечебно-профилактическими учреждениями независимо от ведомственной подчиненности и формы собственности.

Изучение состояния проблемы в теории и практике позволило утверждать, что наиболее освещенными являются вопросы бюджетного учета и расходования средств полученных от оказания платных медицинских услуг (Бабич А.М.; Егоров Е.В., и др.). В связи с тревожными характеристиками состояния и динамики показателей общественного здоровья проблема оптимизации и развития системы медицинского обеспечения населения на современном этапе имеет важнейшее социально-экономическое значение (Ю.П. Лисицын, 2005; Ю.В. Михайлова, 2005; О.П. Щепин, 2001, 2005; В.О. Щепин, 2004, 2005).

В рамках проводимой реформы здравоохранения существенно активизировалась внебюджетная деятельность медицинских учреждений, в том числе за счет оказания платных медицинских услуг (В.И. Стародубов, 2006; Ф.Н. Кадыров, 2001, 2002; В.М. Алексеева, 2003; В.З. Кучеренко, 2003; А.Л. Линденбратен, 2005). Однако, вопрос о целесообразности и правомерности оказания государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг остается открытым (О.Ю. Александрова, 2006). Противоречивый характер носят и организационные технологии оказания платных медицинских услуг (Ф.Н. Кадыров, 2000; В.Ю Семенов, 2000; Э.М. Шпилянский, 2001; В.М. Мозалевский, 2002; А.В. Решетников, 2002; С.А. Балохина, 2003; Е.Н. Романова, 2003; И.С. Апарин, 2005; А.Д. Рагозный, 2004; В.О. Щепин, 2005; Ю.А. Григорьев, 2006; А.В. Разумовский, 2006; В.Н. Филатов, 2006).

Перейти на страницу: 1 2 3