Налогообложение имущества организаций
Потребность в эффективной системе норм налогового законодательства всё более возрастает с повышением роли налогообложения в формировании доходов бюджетов, с усилением влияния налоговых норм на коммерческий и финансовый оборот[28]. В настоящее время, вот уже несколько лет, в Российской Федерации проводится масштабная и планомерная налоговая реформа[29].
Создание справедливой и нейтральной налоговой системы требует решения нескольких взаимосвязанных проблем. Принципиальные положения реформы определены и сводятся к следующим приоритетным направлениям:
- реальное снижение налогового бремени на добросовестных налогоплательщиков с помощью отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность налогов, проведения процедуры реструктуризации задолженности по налогам и страховым взносам;
- выравнивание условий налогообложения, которое может быть обеспечено отменой всех необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;
- упрощение налоговой системы, осуществляемое в том числе посредством совершенствования контрольной работы налоговых органов.
В качестве способа реализации поставленных целей избрана кодификация законодательства о налогах и сборах. Специфика кодификации российского налогового законодательства состоит в том, что она носит постепенный характер.
Концепция реформирования имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости. А именно: земли и имущественных объектов, прочно с ней связанных и относящиеся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом[30]. Одним из этапов такого перехода является введение нового налога на имущество организаций, предусмотренного одноимённой Главой 30 в Налоговом кодексе, вступившая в силу с 1 января 2004 года, на основании федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ[31], налог на имущество организаций будет вводиться в действие законами субъектов РФ на территории соответствующего субъекта РФ. При введении налога субъекты РФ должны соблюдать норму статьи 5 Налогового кодекса РФ о порядке вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах. Федеральные законы, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.
Следовательно, для того, чтобы налог на имущество организаций был введен на территории конкретного субъекта РФ с 2004 года, закон субъекта РФ должен быть официально опубликован не позднее 30 ноября 2003 года.
Если закон субъекта РФ не был опубликован до 30 ноября включительно, то налогоплательщики могли в течение всего 2004 года не уплачивать налог на имущество организаций на территории данного субъекта РФ. Однако скорее всего налоговые органы были против такого решения налогоплательщика, и обоснованность решения скорее всего придется доказывать в судебном порядке. И следует заметить что, суды часто в таких ситуациях поддерживают налогоплательщика. Например, когда в 2000 году органам местного самоуправления дали возможность установить дополнительную ставку налога на прибыль в размере до 5 процентов, некоторые из них не успели сделать это заблаговременно, то есть не позднее 30 ноября 2000 года[32]. Налогоплательщики, не платившие в такой ситуации налог по ставке 5 процентов, обычно выигрывали в судах[33].
Плательщики налога на имущество организаций.
Плательщиками налога на имущество организаций, так же как и налога на имущество предприятий, признаются российские и иностранные организации. Налог должны уплачивать все организации независимо от формы собственности и ведомственной подчинённости (исключение составляют организации применяющие специальные налоговые режимы). Правила, порядок и особенности уплаты налога иностранными организациями, следует рассмотреть более подробно.
Особенности уплаты налога на имущество иностранными организациями
Ранее налог на имущество должны были уплачивать все без исключения иностранные организации, имеющие имущество на территории Российской Федерации[34].