Заключение
1.
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
Налоговая система государства – совокупность налогов, сборов и пошлин, взимаемых на территории государства. Основу налоговой системы составляют налоги, которые представляют собой обязательный платёж в бюджет определённого уровня. Важными элементами налогообложения являются :
· Субъект налога – плательщик, выплачивающий налог или сбор;
· Объект налога – то, что непосредственно облагается налогом;
· Налоговая ставка – величина налога, которую должен уплатить плательщик;
· Налоговые льготы – некоторые более лёгкие условия уплаты налога;
· Налоговая база – сумма, от которой исчисляется налог;
· Налоговые санкции – наказания за нарушения в налоговой сфере и др.
Однако налоговую систему составляют не только налоги. Для успешного и бесперебойного функционирования системы налогообложения необходимы органы, которые будут осуществлять управление и контроль за работой системы. Так, в Республике Беларусь такими органами являются Министерство Финансов, Министерство по налогам и сборам, Государственный Таможенный комитет и др.
Важным звеном налоговой системы является также налоговое законодательство, которой устанавливает механизм уплаты налогов, сроки и суммы выплат, определяет виды налогов, субъектов, объекты налогообложения, налоговые льготы. Важнейшим законодательным актом в области налогообложения в Республике Беларусь является Налоговый Кодекс. Разработка и утверждение законодательных актов в Беларуси возложено на Правительство Республики Беларусь, Президента, Парламент.
2. В Республике Беларусь взимаются следующие налоги общегосударственного значения:
· подоходный налог с физических лиц, основная ставка которого 12%;
· налог на прибыль – 24%;
· акцизы – по разным категориям товаров – разные ставки;
· НДС – 20%;
· налог на недвижимость;
· экологический налог;
· земельный налог.
Являясь регулирующими, прямые налоги на доходы и прибыль и НДС, а также акцизы формируют значительную часть доходов бюджета.
Состав и количество местных налогов определяют Советы Депутатов соответствующей административно-территориальной единицы. Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь.
Субъектами налогообложения налога на прибыль являются юридические лица; подоходного налога - физические лица; земельный, налог на недвижимость, НДС, акцизами – юридические и физические лица; налог за добычу и экологический налог – юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Объекты налогообложения: налог на прибыль – валовая прибыль, НДС – обороты по реализации товаров, подоходного налога – доходы, акцизов – определенная продукция, экологического налога – объемы выбросов, сбросов и др.
Сумма налога, причитающегося к уплате, исчисляется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.
Важным элементом налоговой системы являются также таможенные пошлины - денежные сборы за товары, ввозимые или вывозимые за пределы страны. Таможенные пошлины уплачиваются лицом, перемещающим товары.
3. Можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:
· сложное законодательство;
· нечеткость изложения некоторых норм;
· высокая периодичность уплаты налогов;
· большое количество налогов и сборов;
· относительно высокие налоговые ставки;
· жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
· высокое налоговое бремя;
· значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
· частые случаи уклонения т уплаты налогов;
· большое количество документов, необходимых для заполнения.
В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:
· снижение числа налогов и сборов;
· упрощение налогового законодательства;
· систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
· упрощение документооборота;
· введение электронной системы расчетов;
· снижение налоговой нагрузки на экономику;
· увеличение периода уплаты налогов;
· меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.