Проблемы и перспективы развития налоговой системы республики Беларусь
- по акцизам – отменить ”авансовые“ платежи (шесть платежей в месяц) и осуществлять уплату этого налога один раз в месяц.
4
. Усовершенствовать механизм взимания основных налогов – налога на прибыль и НДС за счет:
*расширения возможности применения льготы по прибыли, направляемой на капитальные вложения. Прибыль будет освобождаться от налогообложения по факту осуществления инвестиций без увязки с использованием амортизационного фонда, как это происходит в настоящее время. При этом, чтобы не допустить значительных потерь бюджета в связи с отменой ограничения размера налоговой льготы суммой использованного на капитальные вложения амортизационного фонда, предлагается ограничить возможность применения льготы по налогу на прибыль 50% валовой прибыли;
* предоставления плательщикам права принимать без ограничений к вычету ”входной“ НДС, уплаченный при приобретении инвестиционных товаров, что будет способствовать снижению стоимости инвестиционных проектов и более широкому привлечению инвестиций. Также предлагается предоставить плательщикам право при осуществлении инвестиционных расходов принимать к вычету равными долями в течение календарного года (в размере 1/12 или 1/4) суммы ”входного“ НДС, оставшегося после вычета сумм НДС в пределах сумм налога, исчисленных по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Осуществление указанных мер позволит приблизить налоговую систему Республики Беларусь по составу налогов и сборов, периодичности их уплаты к налоговым системам развитых стран.
Плательщики при осуществлении обычной деятельности будут уплачивать только 8 основных налогов (налог на прибыль, акцизы, НДС, экологический налог, земельный налог, налог на недвижимость, социальные платежи), вносить в течение года в бюджет 20 налоговых платежей и подавать 11 налоговых деклараций (в настоящее время – 104 налоговых платежа и 30 налоговых деклараций).
С учетом взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты количество налоговых платежей будет составлять 32 в год, а количество деклараций – 15 [21].
Следует отметить, что реформы, проведенные в 2010 и 2011 годах, позволят повысить рейтинг Республики Беларусь в исследовании ”Ведение бизнеса – 2013“ по показателю ”Налогообложение“ до 70 с 183 места.
Важным фактором в развитии налоговой системы государства является и то, что Беларусь является активным участником в сфере международного сотрудничества и региональной интеграции. Так, 6 октября 2007 года сформировался таможенный союз Беларуси, Казахстана и России. В рамках этого альянса приняты ряд соглашений (например: Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе), а также Единый Таможенный Тариф таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации (ЕТТ). Сотрудничество в сфере налогообложения позволяет использовать опыт более развитых стран и тем самым преобразовать налоговую систему Республики Беларусь в сторону улучшения и упрощения.
Подводя итог, можно выделить следующие проблемы функционирования налоговой системы Республики Беларусь:
· сложное законодательство;
· нечеткость изложения некоторых норм;
· высокая периодичность уплаты налогов;
· большое количество налогов и сборов;
· относительно высокие налоговые ставки;
· жесткие санкции за нарушения налогового законодательства, даже за мелкие ошибки, нередко вызванные неточностью в законодательных актах;
· высокое налоговое бремя;
· значительное превышение косвенных налогов над прямыми, что является не справедливым, так как косвенные налоги платят потребители;
· частые случаи уклонения т уплаты налогов;
· большое количество документов, необходимых для заполнения при уплате налогов.
Однако не стоит строго судить белорусскую налоговую систему. Она зародилась совсем недавно и сейчас находится на этапе формирования и становления. В настоящее время ведется активная работа по оздоровлению налоговой системы и в качестве основных направлений развития можно выделить следующие тенденции:
· снижение числа налогов и сборов;
· упрощение налогового законодательства;
· систематизация и упорядочение платежей и механизмов из взимания;
· упрощение документооборота;
· введение электронной системы расчетов;
· снижение налоговой нагрузки на экономику;
· увеличение периода уплаты налогов;
· меры по избеганию двойного налогообложения и др.
Не стоит забывать, что налоги – очень важный и весьма тонкий рычаг государственного регулирования, поскольку при их реформировании затрагиваются интересы широких слоев общества и предпринимательских структур. Поэтому внесение тех или иных изменение в систему налогообложения требует очень взвешенного подхода и должно сочетаться с комплексом других мер, направленных на оздоровление экономики.